Войти в почту

Лесопромышленники под ударом коронавируса

Многие экспортеры российского лесопромышленного комплекса в связи с распространением коронавируса несут потери. Большинство из них оказались вынуждены менять свою стратегию и искать новые рынки. Однако такая возможность открыта не для всех. Тем более что ограничения, связанные с эпидемией, — далеко не первый и, возможно, не самый существенный удар по экспортной экспансии лесной промышленности, в том числе — в Китай. Художник: Юрий Аратовский Доля экспорта лесопромышленного комплекса, одного из ведущих секторов российской экономики, по данным Росстата, занимает шестую позицию в отраслевой структуре российского экспорта (3,1% в 2018 г.). При этом глубина спроса на российский лес со стороны Китая, в последние годы являющегося нашим партнером номер один (21,9% всего внешнеторгового оборота) вдвое выше среднего показателя: экспорт нашей древесины и изделий из нее занимает вторую строчку (6,3%) от общего объема экспорта в эту страну. Поставки продукции лесопромышленной отрасли в Поднебесную с 2015 по 2018 год в стоимостном выражении выросли более чем на 50%, и только за 2017-й прирост составил почти 8%. Понятно, что любые ограничения в этом стратегическом сегменте весьма ощутимы. Влияние коронавируса на этот сектор можно условно разделить на две категории: отдачу от конкретных, скорее всего краткосрочных, противоэпидемических мер и долгосрочное «эхо» в виде сокращения спроса, причем не только со стороны Китая, и перераспределения экспортных потоков на мировом рынке в целом. К конкретным противовирусным мерам относится закрытие российской стороной в конце января сухопутных пунктов пропуска в Китай. Это заставило экспортеров задуматься об альтернативных способах доставки товара — морским транспортом. По высказанной ТАСС оценке гендиректора Приморской ассоциации лесопромышленников и экспортеров леса (ПАЛЭКС) Павла Корчагина, компании несут большие потери в связи с закрытием КПП, так как оперативно перевести экспорт на морской транспорт «очень сложно». Очевидно, что изменение сложившихся логистических цепочек означает существенные издержки. Плюс дополнительные консультативно-юридические затраты: изменение условий поставок, зафиксированных в договорах, а по сути — всей контрактной документации. «Эпидемия коронавируса уже привела к росту стоимости доставки в этот регион», — подтверждает Виталий Демиденко, директор по продажам компании «Свеза» — мирового лидера на рынке березовой фанеры. Однако заведующий Лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры (ИОРИ) РАНХиГС Юрий Пономарев полагает, что информация о транспортных потерях лесоэкспортеров несколько преувеличена: «Экспорт леса и пиломатериалов производится в основном морским транспортом (в контейнерах) и по железной дороге. С учетом того, что грузовое железнодорожное сообщение с Китаем через основную часть закрытых ранее пунктов пропуска восстановлено, говорить о какой-то существенной переориентации каналов поставок и росте издержек грузоотправителей не приходится». При этом эффект антикоронавирусных мер стал далеко не первым, а возможно, и не самым значимым, ударом по лесоэкспортерам в Китай. Он просто оказался нанесен на и без того неблагоприятном фоне. Так, в прошлом году вследствие торговой войны между США и Китаем, а также замедления китайской экономики мировые цены на базовые лесоматериалы упали на 25–30% и более. На этом фоне с 1 января 2020 года были повышены пошлины на экспорт необработанного леса из Дальневосточного федерального округа (ДФО) — с 25% до 60%. В 2021 году пошлину планируют поднять до 80%. Лесопромышленное лобби региона, ссылаясь на отраслевой кризис, обратилось к новому премьер-министру с просьбой отменить решение о повышении пошлины. Однако, судя по всему, оно останется в силе. Вице-президент «Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России» Валерий Прилипов в этой связи высказался так: «Не вижу никакого влияния коронавируса. На экспорт влияет пошлина: чтобы осуществить поставки, надо заплатить пошлину». А с 1 февраля этого года к лесоэкспортерам пришла новая беда: китайские власти ввели ограничения для поставок российского леса — ужесточили требования к фитосанитарному контролю. В первую очередь новшества коснулись так называемого кругляка, на долю которого приходится до 80% экспорта из ДФО: по новым нормам, он должен быть либо очищенным от коры (официальное обоснование: гарантировать таким образом отсутствие паразитов), либо сопровождаться фитосанитарным сертификатом Россельхознадзора. По оценке представителей отрасли, выстроить инфраструктуру фитосанитарного обеззараживания, тем более в короткие сроки, не представляется возможным, поэтому перспективы экспорта оказались под сильным давлением. «Это будет пострашнее коронавируса», — прокомментировал ТАСС глава ПАЛЭКС Павел Корчагин. На этом фоне весьма неопределенными для отрасли представляются глобальные долгоиграющие последствия эпидемии коронавируса — изменение мирового спроса на продукцию лесной отрасли. В этом плане принципиальную роль может сыграть стратегическая гибкость и мобильность каждой конкретной компании. И некоторым представителям сектора уже удалось осуществить оперативную перегруппировку бизнеса. «Важное макроэкономическое последствие эпидемии — снижение темпов роста мировой экономики. Влияние на мировую экономику в целом негативное. По подсчетам экспертов, только Россия ежедневно теряет около 1 млрд рублей из-за эпидемии. В долгосрочной перспективе спрос снизится во многих странах мира, а сколько времени уйдет на его восстановление, спрогнозировать сейчас очень сложно, — указывает директор по продажам компании “Свеза” Виталий Демиденко. — “Свеза” — крупнейший мировой производитель березовой фанеры с долей 22% на мировом рынке. Мы напрямую зависим от состояния мировой экономики в целом и локальных рынков в частности. Если говорить конкретно о рынках нашей продукции: эпидемия коронавируса снижает спрос в Китае и ряде близлежащих азиатских стран. В то же время процент наших продаж в Китай сравнительно небольшой, компания уже перераспределила данные объемы на другие страны. Одновременно несколько ослабела конкуренция со стороны китайских производителей фанеры. Хотя мы и присутствуем в разных рыночных нишах, но все-таки временный уход части объемов дешевой китайской продукции сказывается на спросе на нашу более дорогую фанеру скорее позитивно. Кроме того, реализуемая программа оптимизации производства и сокращения затрат позволяет “Свезе” чувствовать себя уверенно и в текущей ситуации. Сейчас основная проблема — неопределенность. Неизвестно, сколько продлится ситуация распространения вируса, в какие сроки эпидемия будет локализована, перерастет ли она в пандемию. В любом случае, надеемся на скорое разрешение кризиса — тем более что позитивные сигналы — разработка и тестирование вакцины — уже есть». Автор: Марина Тальская

Лесопромышленники под ударом коронавируса
© Инвест-Форсайт