Нефть как проблема: случай Мексики
В течение долгих десятилетий — с 1938 по 2013 год — нефтяная отрасль Мексики, одна из наиболее значимых для экономики страны, находилась под полным контролем государства в лице компании Pemex. Все ресурсы были национализированы еще президентом Ласаро Карденасом и оставались исключительно в государственной собственности до прихода к власти президента Энрике Пеньи Ньето в 2012 году. Именно усилиями его правительства нефтянка и электроэнергетика были слегка «разгосударствлены», и в эти отрасли получил доступ частный капитал и иностранные компании. За годы начала реформы отрасли с 2013 года в нее пришли десятки иностранных компаний, выигравших в результате многочисленных раундов конкурсов участки недр для дальнейшей разведки и разработки. Среди них были и российские: «Лукойл» и DEA Deutsche Erdoel, принадлежащая LetterOne (L1) российского бизнесмена Михаила Фридмана. Но все поменялось в конце 2018 года, когда пост главы государства занял кандидат от левых сил Андрес Мануэль Лопес Обрадор. Сразу стоит подчеркнуть, что прямо об отмене энергореформы Лопес Обрадор не говорил. Из его уст звучали лишь слова о спасении отрасли и возможном повторении деяний Карденаса в 1938 году. Интересно, что именно для спасения отрасли эта реформа и была затеяна, и вот почему. Пик добычи мексиканской нефти пришелся на 2004 год. Тогда страна добывала ежедневно порядка 3,4 миллиона баррелей в день, а затем произошло резкое падение до нынешних примерно 1,8 миллиона баррелей. Страна скатилась на 12-ю позицию по уровню добычи в мире, хотя ранее стабильно входила в десятку лидеров. Падение добычи, как и снижение переработки, обуславливалось тем, что средств для инвестиций за последние десятилетия в отрасль Мексике катастрофически не хватало. Сейчас в стране работают всего 6 НПЗ, а примерно 60% всего бензина Мексика получает из США, причем стоит он выше, чем у северного соседа. Такая ситуация и стала непосредственной причиной для начала реформирования отрасли, не отмены национализации ресурсов, а именно частичного допуска частных и иностранных инвестиций по схемам ЧГП. Однако и это вызвало недовольство у нового президента. Почти сразу после вступления в должность Лопес Обрадор заявил, что страна не будет проводить новые торги по участкам углеводородов до 2021 года. Уже заключенные и действующие контракты с участием иностранных компаний при этом не отменялись, но им предстояла доскональная проверка на предмет выгодности для Мексики. Фактически сейчас иностранные инвесторы поставлены перед фактом неопределенности их будущего в латиноамериканской стране. Понятно, что в таких условиях говорить о дальнейших крупных инвестициях и приходе новых игроков на нефтяную поляну весьма проблематично. Лопес Обрадор считает, что все проблемы нефтянки можно решить за счет государства и при помощи Pemex. Об этом он заявил еще в декабре 2018 года. По его словам, Pemex будет больше инвестировать в нефтедобычу, должно начаться бурение новых скважин и восстановление работы тех, в которых ранее бурение было отменено. Правительство также представило свой план спасения нефтяной отрасли и восстановления уровня добычи. Согласно проекту, Pemex должен превратиться в национальный рычаг развития, а к декабрю 2024 года запланирован выход на уровень производства 2,48 миллиона баррелей в сутки за счет более активной разработки открытых нефтяных полей. При этом в июне 2019 года власти официально отменили назначенный на октябрь конкурс по поиску партнеров для государственной нефтяной компании Pemex. По словам президента Лопеса Обрадора, фарм-ауты не будут проводиться до начала добычи нефти в рамках уже действующих договоренностей. Вопрос о потерянных инвестициях, кажется, не стоит. Собственно, это неудивительно в случае с нынешним президентом, который готов был потерять миллиарды долларов после отмены по его инициативе строительства, к примеру, нового аэропорта Мехико, который был готов уже на 30%. А между тем бывший министр энергетики в предыдущем правительстве Педро Хоакин Колдуэлл еще в 2017 году оценивал общую сумму инвестиций только в 8 контрактов, подписанных в рамках четвертого этапа первого раунда нефтяных тендеров, в $34 миллиарда. Что же ждет реформу энергетики Мексики в обозримом будущем? Весьма маловероятной представляется ситуация, при которой Pemex, даже несмотря на огромные вливания со стороны государства и предоставленные ему невиданные доселе налоговые преференции, осилит задачу по перестройке отрасли и резкому увеличению добычи. Ей просто не хватит на это средств. Достаточно отметить, что долг компании оценивается в $104 миллиарда — то есть за 10 лет он вырос сразу в 8 раз. К этому еще стоит добавить ее долговые пенсионные обязательства перед работниками, также пока не выплаченные. Реально деньги могут прийти только от иностранных инвесторов. А вот с ними уже возникла проблема. На днях Мексиканская ассоциация предприятий углеводородов (AMEXHI) заявила, что в сложившихся условиях из 111 контрактов лишь 29 касаются непосредственно добычи, но к концу года на них смогут ежедневно добываться 50 тысяч баррелей нефти. Более того, при отсутствии новых тендеров на участки многие уже пришедшие в Мексику инвесторы сейчас пытаются продать свои доли в тех или иных проектах, отмечает Reuters. К ним относятся, к примеру, китайская CNOOC и немецкая Wintershall Dea. По сути, создается вторичный рынок проектов, который для многих инвесторов остается единственной возможностью либо продать, либо купить долю участия в нефтяных проектах Мексики в нынешних неопределенных условиях. Назвать их нормальными и способствующими притоку инвестиций весьма проблематично. Возможно, это ошибка экономических советников президента Лопеса Обрадора, но создается ощущение, что ему никто ничего не объяснил про период окупаемости инвестиций и время, необходимое для запуска таких грандиозных проектов, как добыча на новых месторождениях. Стоит отметить еще и факт, что значительная часть месторождений в Мексиканском заливе относится к перспективным глубоководным. Между тем Pemex уже заявил, что не планирует до 2024 года вкладываться в нетрадиционные и глубоководные месторождения, переключив все свое внимание на мелководье и наземные поля. Для другого сценария у Pemex просто нет ни технологий, ни денег, то есть реализация этих проектов напрямую будет зависеть от иностранных инвестиций. А значит, и от политической воли руководства Мексики и его готовности идти навстречу крупным игрокам отрасли из-за рубежа. Автор: Дмитрий Знаменский