«Транснефть» заморозила 23 миллиарда рублей. Хватит ли этих денег, чтобы компенсировать ущерб за ЧП на «Дружбе»?
Весной 2019 года случилась то, чего казалось не ожидал никто. Поставки в Европу российской нефти через трубопровод «Дружба» были фактически парализованы. Виной всему - загрязненная хлорорганикой нефть. Ответственная за транспортировку нефти трубопроводная монополия «Транснефть» заявила о резерве средств, которые предполагается направить на компенсацию ущерба. Совет директоров компании определил, что максимальная планка по выплатам будет составлять 15 долларов США за один баррель нефти. Эксперты отмечают, все, что будет находиться выше этой отметки, придется «выбивать» в судебном порядке. При этом юристы указывают, что позиция «Транснефти» противоречит нормам закона: сторона, причинившая ущерб, не можем сама определять размер компенсаций и должна нести ответственность в полном объеме нанесенного ущерба. Обращает на себя внимание и требования, которые предъявляются к желающим компенсировать свой ущерб. Например, партнерам придется документально доказать и обосновать «негативные последствия и их размер». Именно это условие, по мнению ряда экспертов, не только могут нарушить права поставщиков, но и привести к другим негативным последствиям, в том числе и для репутации страны в целом. Международная огласка Сам факт загрязнения нефти в трубопроводе «Дружба» уже сказался на поставщиках и ряде европейских заводах. Дело в том, что дихлорэтан способен вывести из строя оборудование предприятий, что и произошло с западными партнерами. В списке пострадавших контрагентов - Германия, Польша, Венгрия и Словакия. Власти Белоруссии говорят о том, что предприятия могли получить пять миллионов тонн загрязненной нефти. «Среднемесячные поставки по «Дружбе» варьируются в среднем в пределах 4,2 млн т в месяц. Это значит, что итоговый простой повлечет за собой сокращение поставок на 15 млн баррелей Urals, что составляет примерно $1 млрд выручки российской нефтянки. То есть в совокупности с затратами «Транснефти» на очистку «Дружбы» и компенсацией партнерам по контрактам, можно ожидать даже большей цифры», – посчитал аналитик «БКС Брокер» Константин Карпов. А вот, что пишет немецкая газета FAZ. Журналист издания также обращает внимание, что размер компенсаций для «Транснефти» может носить астрономический характер. «Стоит вопрос о компенсации расходов и упущенной прибыли, образовавшихся в результате двухмесячного перерыва в поставках. По имеющимся данным, они могут составить, если производить расчет на основе рыночных цен, 60 евро за баррель нефти (159 литров). Это – трехзначные миллионные суммы. Однако «Транснефть» предложила всего 15 евро за баррель. Правовая ситуация остается сложной. Вопрос – кому теперь принадлежит загрязненная нефть, хранящаяся в Германии в Беларуси или Польше», – отмечает газета FAZ. Иными словами, поставка загрязненной нефти уже не просто стала международной проблемой, но и получила политическую подоплеку. К обсуждению данной темы были привлечены правительства Белоруссии и Германии. В Венгрии же инцидент с «Дружбой» обсуждался во время визита в страну президента России Владимира Путина. Основной вопрос также заключается еще и в необходимости проведения очистки самого трубопровода. Стоит особо отметить, что после получения загрязненной нефти ряд предприятий вынужденно прекратили работу на несколько недель. Эксперты предполагают, что суммарные затраты должны составлять 60 евро за баррель, иными словами, в четыре раза больше, чем предполагает заплатить «Транснефть». При этом пункт о документальном подтверждении убытков и их объемов, по мнению аналитиков, также может привести к международному скандалу, который ударит по репутации не только «Транснефти», но и России. «Формулировка документальное подтверждение убытков подразумевает, что убытки должны быть доказаны. А это возможно только путем вынесения соответствующего судебного решения. По факту, убытки несли грузополучатели, которые либо недополучили нефть в законтрактованных объемах, либо получили нефть ненадлежащего качества. А значит, чтобы подтвердить эти убытки, компании пойдут за решением в европейские суды. В результате, мы получим шквал обвальных судебных процессов в Европе, которые нанесут имиджу России как надежного поставщика энергоресурсов еще больший урон, нежели ситуация с загрязненной нефтью», – отметил управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов. Введенный компанией пункт заставит западных партнеров обратиться в суды, что приведет к массовым заседаниям европейских служителей Фемиды. Понятно, что такой процесс приведет к значительному удару по репутации России, которая считается одним из крупнейших и надежнейших поставщиков различных энергоресурсов, иными словами, удар будет по всем направлениям внешней торговли нашей страны. Напомним, компания «Транснефть» заявляла о том, что все нити нефтепровода заработают 1 июля 2019 года, но это обещание не было выполнено. Это сказалось и на отношении европейских партнеров. Президент Белоруссии Александр Лукашенко уже заявил о необходимости диверсификации экономики одного из потребителей экспортируемой российской нефти, а Китай, как писали СМИ, вовсе отказался ее принимать. На кону репутация страны Впрочем, на фоне предполагаемого продолжения истории и предполагаемых последствий, в том числе и для экономики и репутации России, споры уже набирают обороты. Отдельного внимания партнеров заслужили стоимости компенсаций за баррель и порядок получения средств в общем. В частности, оператор Мозырского НПЗ в Белоруссии «Белнефтехим» уже сделал заявление о том, что «Транснефть» не может ограничивать размер и порядок выплат компенсаций, в качестве обоснования своей позиции в Белоруссии уже привели некоторые юридические тезисы. «По общему юридическому правилу обязанное лицо не может в одностороннем порядке определять пределы своей ответственности перед теми, кому оно обязано», – прокомментировал зампред госконцерна «Белнефтехим» Владимир Сизов. Ряд экспертов уже обратил внимание на то, что ограничение, установленное «Транснефтью», фактически переложит ответственность, пусть и частично, на самих поставщиков. Это произойдет, несмотря на то, что де факто, они могут быть потерпевшей стороной. «Транснефть» заведомо перекладывает часть ответственности за произошедшее на нефтяные компании, которые в данном случае являются пострадавшей стороной», – считает экономист Никита Кричевский. Остается надеются, что ситуацию можно будет решить без лавины исков в Европейских судах. В противном случае, результаты заседаний могут быть использованы не только против российских нефтяных компаний, но и в целом против нашей страны, потеря репутации которой сыграет на руку конкурентам, а также напрямую нанесет ущерб бюджету. Фото: ФедералПресс / Елена Майорова