Украинский госбюджет-2020: долги придётся отдавать землей
Точек роста все еще нет Госбюджет Украины на 2020 год — традиционный рамочный документ, в который не заложены расходы на перспективные отрасли, которые бы подняли украинский ВВП. Так считает эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Денис Гаевский. «В этом бюджете не заложено никаких точек роста национальной экономики. В особенности, по промышленному сектору. Существует масса отраслей, за которые если взяться, то они покажут очень хороший рост. Это может быть нефтепереработка. Пора менять и акцизную, и налоговую политику в отношении импорта нефтепродуктов», — проанализировал эксперт. Украине необходимо решать свою газовую проблему. Здесь помогло бы производство малотоннажного сжиженного природного газа. По словам эксперта, есть шанс организовать это в Харьковской и Полтавской области. Немаловажны и речные перевозки. Как считает Гаевский, они могут показать двузначный рост по итогам года. «В стране, зависимой от Международного валютного фонда (МВФ), создавать какие-то налоговые стимулы тяжело. Например, отмена НДС на газ для бытовых потребителей увеличила бы покупательную способность населения. Но МВФ категорически против», — резюмировал Гаевский. Политэксперт напомнил, что в бюджете заложены суммы на погашение внешних долгов, но при этом растет пирамида облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ). В сентября был превышен порог заимствований на год на несколько десятков миллиардов гривен. Ценные бумаги продают для получения долларов, которые идут в резерв Нацбанка для оплаты внешних долгов. В этом году нужно отдать $6 млрд. А в следующем — уже $9 млрд. Ставка доходности по этим бумагам 30% годовых. Государство таким образом поддерживает твердость гривны и накапливает валюту, чтобы расплачиваться по внешним займам. Сроки погашения ценных бумаг — от 3-6 месяцев до 5 лет. Доходность по бумагам большая — было 18%, а сейчас упала до 13%. Нацбанк прогнозирует снижение учетной ставки до 9% в 2020 году. Значит, доходность упадёт. Их выкупают иностранные инвесторы — им нравится высокодоходность украинских бумаг. В страну зашло, как посчитали эксперты, свыше $4 млрд. Ставка постепенно снижается, снизятся и депозитные ставки. Но этот пузырь может лопнуть. Нерезиденты спекулянты по любым причинам могут зафиксировать прибыль и начать сбрасывать бумаги, — при этом доходность их уменьшится — конвертируя прибыль в доллары. Если же такого не случится, всё равно Украина будет платить высокие проценты в по ОВГЗ в 2020 году, а пик выплат придется на 2021 год. Размазаны широким слоем «Еще можно понять затраты на армию, но большими темпами растут расходы на силовиков: НАБУ, СБУ, МВД. Хотя с политической точки зрения увеличивать финансирование силовых структур нет никакой причины. Они призваны защищать правящий класс от населения, но в случае возникновения прямых акций политико-социального действия наподобие Майдана-2013/2014, силовики будут ждать победителя и затем станут на сторону победителя», — аргументировал своё мнение Гаевский. По его словам, дополнительные средства для силового блока так и не решат проблему преступности и не увеличат раскрываемость преступлений. Такими же бессмысленными выглядят дополнительные расходы на госаппарат, которые, заметил Гаевский, продолжают расти, превышая уровень инфляции. Они будут «размазаны широки слоем» по социальному сектору и пойдут на восстановление какой-то советской инфраструктуры, считает эксперт. Ее запас прочности истекает быстрее, чем страна находит деньги на ремонт и создание нового. «Расходы на науку сокращаются, что-то получат медицина и образование. Но это не те суммы, которые должны были бы быть. Например, по стандартам ВОЗ государство должно выделить 7% ВВП на медицину. У нас этот показатель в 2,5 раза ниже», — сказал Гаевский. Завалят импортом Объём выплат внешних задолженностей государства — 423,6 млрд грн ($15,4 млрд, где $10,3 млрд — на основную сумму долга). На обслуживание госдолга (выплата процентов) — 141,5 млрд грн ($5,1 млрд). «Наши достижения в том, чтобы взять долг под контроль и уменьшить его стоимость, уже дают результат. Посмотрите на аукцион прошлого вторника. Мы разместили гривну под 13% — это не только меньше ставки Национального банка, но и меньше, чем банки иногда дают друг другу средства. А валютные двухлетние ОВГЗ мы разместили всего под 4%», — сообщила министр финансов Оксана Маркарова 14 ноября. В свою очередь глава экономист и общественной организации «Национальный интерес Украины» Игорь Гарбарук отмметил, что отрицательный торговый баланс Украины в 2018 году составил $8,866 млрд. Согласно макроэкономическим показателям Минэкономики в 2022 году он увеличится до $25,499 млрд. Это значит, что правительство совершенно не собирается развивать родную экономику, заваливая страну импортными товарами. «И будет ли у нас возможность отдавать заимствования тому же МВФ и другим кредиторам, если экономика не может генерировать средства? Будет ли возможность погашать ОВГЗ, проданные финансовым спекулянтам под 13-15-18% годовых?» — сообщил Гарбарук. Он уточнил: финансовых спекулянтов почему-то называют портфельными инвесторами и считают их вложения инвестициями в государство. На самом же деле распродажа ОВГЗ — это увеличение долгового бремени. Экономика страны не производит столько прибыли, чтобы закрывать по этим краткосрочным финансовым документам 14-15%. «Это будет погашаться за счет печатания денег, бюджета и в конце концов за счет распродажи сельхозземель. Нет денег на закрытие долговых обязательств — расплачивайтесь активами», — категоричен финэксперт. Далеко за чертой бедности Проанализировав ситуацию, Гарбарук сообщил, что государство не собирается повышать соцстандарты, а будет их урезать. Так, минимальная зарплата с 1 января 2020-го вырастет до 4723 грн ($194,24) в месяц, а прожиточный минимум — до 2102 грн ($86,45) в месяц. После двукратного повышения к концу года он составит 2189 грн ($90,08), то есть вырастет на 8%. Минимальная пенсия также повысится дважды и составит в итоге примерно 1800 грн ($74,07). Игорь Гарбарук говорит: он надеялся, что текущее правительство поймет, что минимальная пенсия, прожиточный минимум и минимальная зарплата не могут быть разрозненными. Поскольку минимальная пенсия не может быть ниже прожиточного минимума. Мало того, и минимальная пенсия и прожиточный минимум даже не дотягивают до уровня бедности человека по стандартам ООН — 150 долларов в месяц. В то же время и рост минимальной зарплаты — это манипуляция. «Нельзя говорить «минимальная заработная плата». Существует минимальный уровень налогообложения. Если вычесть из этой суммы 19,5% (налог на доходы физлиц — НДФЛ — плюс военный сбор — ред.), то реальная минимальная зарплата будет значительно меньшей», — пояснил экономист. Кроме того, курс валют играет в этих процессах важную роль. Ориентировочным курсом на 2020 год будет 27,5 грн/$. И правительство Алексея Гончарука повторяет ошибку предшествующего Кабмина под руководством Владимира Гройсмана, которым в бюджет-2019 заложено соотношение гривны к доллару — 29,4 грн/$. Но в пунктах обмена валют курс остановился на отметке в 24 с небольшим грн/$. Итого, 5 гривен с каждого доллара бюджет ежедневно недополучает. А это и импортный НДС, и акцизные сборы. «Данные Счетной палаты и налоговой и таможенной службы показывают дыру в госбюджете размером в десятки миллиардов гривен», — сказал Гарбарук. И это уже не говоря об удушающей простых граждан коммунальной тарифной политике с одновременным ограничением доступа к субсидиями и уменьшением субсидиантов и размеров субсидий. Вместе с тем ассигнования на соцвыплаты растут на уровень инфляции. А официальная инфляция — куда ниже реальной.