В 2019 году спрос на бензин в России упал на 1% (до 24 млн тонн) по сравнению с прошлым годом, сообщает газета «Известия» со ссылкой на данные представителей исследовательской группы «Петромаркет» и агентства «Аналитика товарных рынков». За последние десять лет более заметное снижение наблюдалось в 2015 году. Тогда продажи топлива сократились почти на 2%, и связано это было с обвалом рубля и снижением потребительского спроса. Если в Европе сокращение потребления говорит скорее о переходе на гибридный транспорт, то в России это обычная экономия из-за нестабильной экономической ситуации, считает руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Сергей Канаев руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» «Это с учетом того, что автомобильный парк прибавился на полтора миллиона. С учетом этого, если пересчитать хотя бы годом ранее, цифры более серьезные, и это говорит о том, что люди действительно очень серьезно стали экономить. Меньше пробег — меньше расход. Мне кажется, это то, что нас отличает от европейского сообщества, в котором тенденция на снижение потребления именно частными автомобилями бензина и дизеля, но там развитие имеют электротранспорт и гибридные автомобили». В Минэнерго не отметили падения спроса, сославшись на то, что отгрузка бензина с НПЗ на пункты продажи упала меньше чем на полпроцента. По данным министерства, ситуация с топливообеспечением в России стабильная. Впрочем, падение продаж может быть незаметно для властей, потому что закупки с НПЗ часто идут на пополнение нефтебаз, говорит собеседник «Известий» — один из представителей топливного рынка. Владелец частной АЗС в Челябинской области Фарид отметил, что клиенты стали меньше путешествовать на автомобиле и реже заезжать на станции, например, на федеральных трассах. Да и сезонное снижение спроса стало гораздо заметнее. «Конечно, упал, потому что цены начали опять расти, особенно на дизель. Сейчас покупаем дороже, чем продаем. Каждый год, начиная с конца сентября и в октябре, спрос на 10-15% всегда падает — люди мало отдыхать ездят, мало выезжают за город. В этом случе обязательно снижаем закупки с НПЗ на некоторых заправках — в несезон фермеры, колхозники, совхозники меньше берут». Падение спроса может быть связано с интересом к альтернативному топливу, например газу и дизелю. Кроме того, снижение продаж на 1% может быть в пределах погрешности, отмечает президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Павел Баженов президент Независимого топливного союза «Факторы для снижения потребления присутствуют: недостаток предложения, все те же рыночные факторы, плюс еще снижение уровня жизни, зарплат. Но учитывая, что бензин, как и топливо в целом, не самый эластичный товар в плане цены, ожидать сильного снижения потребления в короткие сроки не стоит. Люди отказываются от топлива в последнюю, может, в предпоследнюю очередь. Переход на пропан, бутан — это достаточно простая операция, и практически любой двигатель внутреннего сгорания можно перевести и сделать его многотопливным. Там есть определенные последствия для автомобилей, но здесь и существенная экономия тоже имеет место, поэтому коммерческий транспорт, такси, небольшие «газельки», маршрутные такси очень активно переходят на газ, именно на СУГ». Опрошенные Business FM эксперты отмечают, что снижения цен из-за переизбытка предложения ожидать не стоит. В последний год цены регулируются государством, и значительное количество коммерческих АЗС и без того работают в убыток.