И нашим и вашим: как Toyota подстраховывается в условиях торговой войны?
Москва, 21 мая - "Вести.Экономика" Компания умудрилась одновременно сделать реверанс и в сторону США и в сторону Китая, заручившись поддержкой обеих сторон. Фото: Admiral_Lebioda/ Pixabay Торговая война бьет не только по ее непосредственным участникам, США и Китаю. По касательной задевает многих: логистические цепочки, выстроенные крупными корпорациями, делают жертвами конфликта многие страны. Япония, казалось бы, не на линии огня (хотя у Вашингтона с Токио отдельный разговор). Но Toyota явно решила подстраховаться на случай широкомасштабных “военных действий”. Как сообщает Reuters, в прошлом месяце японский автопроизводитель объявил о двух сделках в Китае. В денежном эквиваленте они невелики. Зато в стратегическом плане имеют огромную ценность. Компания заявила о создании при Университете Цинхуа (один из ведущих ВУЗов КНР) научно-исследовательского института по экологичным технологиям. Toyota также предоставит государственному подразделению BAIC Group Foton технологию топливных элементов для автобусов. Однако для того, чтобы широкие жесты в сторону Пекина не были восприняты Вашингтоном как игра в одни ворота, японский автогигант подстраховался: прежде чем объявить о планах в Китае, он несколько месяцев обещал США крупные инвестиции. При этом передача технологий Пекину трактуется как “жест доброй воли”, позволяющий по словам президента компании Акио Тойоды, “поддать газу в Китае”. А инвестиции в США помогут избежать не всегда праведного гнева Дональда Трампа. “Для того, чтобы Toyota работала на глобальном рынке, нам надо найти хороший баланс между США и Китаем”, - цитирует Тойоду Reuters. “Я люблю Америку” Toyota изо всех сил старалась показать свою приверженность к Соединенным Штатам, и 19 марта Тойода сообщил о новых инвестициях в размере $749 млн в производственные мощности и рабочие места в США, как о “важном” шаге. При этом компания заявила, что обещанный в 2017 году объем инвестиций вырастет с $10 млрд до $13 млрд. Выступая на заседании экономического клуба в Вашингтоне, Тойода заявил: “Я люблю Америку”. “Я просто не понимаю, почему нас называют угрозой национальной безопасности, и это разрывает мне сердце”, - заявил президент компании. “Я бы пообещал, что независимо от того, в каком направлении пойдет дискуссия, Toyota не покинет Америку”, - добавил он. О своих инвестициях в США заявили многие автопроизводители. Однако $13 млрд, обещанные Toyota - наибольшая сумма. При этом о грядущем сотрудничестве с Китаем автопроизводитель поспешил предупредить Вашингтон лично: член правления Икуро Сугавара для этого встретился с послом США Уильямом Хагерти в в Токио. Но Китай мы любим больше Однако по мнению ряда экспертов, Toyota все-таки негласно склоняется на сторону Китая. Также, кстати, поступают и другие автопроизводители. С одной стороны, на руку тут играет некоторая оттепель в отношениях между Пекином и Токио. С другой - ситуацию осложняет агрессивная торговая политика Дональда Трампа. Для многих автопроизводителей рынок США является ключевым генератором прибыли, ведь там ежегодно продается 17 млн автомобилей. Но Китай уже обогнал конкурента по привлекательности: в 2018 году в стране было продано 28 млн машин. И это манит в Поднебесную автогигантов, стремящихся не упустить выгоду. Toyota имеет 14% рынка США, а в Китае она имела только 5,3% в прошлом году. 1,49 млн автомобилей, которые она продала - это меньше половины объема, проданного VW и GM. Отвечая на вопрос об амбициях Toyota в Китае, представитель компании Reuters, что Китай является важным рынком, и автопроизводитель планирует укрепление своих позиций на нем. Продвижение японской компании в КНР не всегда шло гладко: дипломатические размолвки из-за спорных территорий били и по торговле. Однако сейчас, по информации агентства, Toyota набирает обороты на фоне официального визита в Японию в мае прошлого года китайского премьера Ли Кэцяна, во время которого Тойода сопровождал того в туре по объектам автопроизводителя на Северном острове Хоккайдо. С тех пор Toyota начала наращивать мощности в Китае: в планах увеличение производительности до 120 тыс. машин на каждом предприятии.