Как самиздат победил литературу в битве за деньги читателей
По данным сервиса сервисе Litnet, объем русскоязычного электронного самиздата по итогам 2018 года достиг 350 млн руб. при том, что в 2017 году участники книжного рынка оценивали этот сегмент в менее чем 100 млн руб. Это не удивительно, так как данный сектор уже не первый год является драйвером рынка электронной литературы, давая возможность авторам работать в обход традиционных издательств, благодаря онлайн-платформам. По мнению участников рынка и читателей, еще одной важнейшей причиной толь мощного роста является новая модель дистрибуции, предполагающей подписку на отдельную книгу по мере ее публикации. По мнению авторов, это позволяет в том числе и бороться с пиратством, так как пиратам просто невыгодно воровать книгу у автора по частям. По данным «Эксмо-АСТ» общий объем российского книжного рынка в 2018 года составил порядка 79 млрд руб. При этом, на электронные книги в нем приходится около 5,3 млрд руб. По мнению президента «Эксмо-АСТ» Олега Новикова, самиздат оставался одним из драйверов роста в этом секторе. Более того, в текущем году его объем может вырасти на 70−100%. О том, чем объясняется растущая популярность онлайнового самиздата и его стремительная коммерциализация, мы решили поговорить с одним из ярких представителей этого литературного направления, писателем-фантастом, автором таких произведений, как «Комэск-13» и «Играть, чтобы жить» Дмитрием Русом. — Чем вы можете объяснить выраженный рост электронного самиздата? — Доступность. Теперь нет необходимости распечатывать свои рукописи и слать их почтой в редакции. А затем — месяцами и годами ждать ответа. В большинстве случаев — отрицательного. Сейчас каждый, кто желает быть прочтенным, просто выкладывает свое произведение в сеть и получает мгновенный доступ к аудитории. Без посредников. Более того — аудитория постепенно учится платить. Электронный самиздат теперь не только тешит эго, но и начинает приносить деньги. — Как и чем мотивируется сегодня создание электронных книг? — Еще раз — доступность и простота. Хочешь стать автором? Будь им. — Существует ли какая либо статистика развития этого электронного рынка на Западе? Можно ли говорить о каких-то трендах, если да, то о каких? — По сути, весь Амазон — это огромная платформа самиздата. Более 40% проданных на здесь книг — принадлежат самопубликующимся авторам. Это рынок — стоимостью в миллиарды долларов. Тренд растущий — как процентное соотношение покупателей электронных книг по отношению к традиционной бумаге, так и количество авторов выбравших путь самостоятельной публикации. Без издательства, редактора, корректора, художника, а зачастую — даже без самой бумажной книги. — Что, в плане жанров и форматов, пользуется сегодня наибольшей популярностью в России? — Если речь идет о самиздате, то это безусловно Ромфант, ЛитРПГ, Эротика. — Каковы шансы отечественных самиздатовских «писателей» реально заработать на новом тренде? — Называть самиздат «новым трендом» — это несколько наивно. Этому тренду лет 10, а особо активная фаза уже года три как. Растет количество авторов, растут их доходы. Читатели приучаются делать микроплатежи в интернете, ужесточается законодательство в сфере пиратства, появляются все более удобные платформы. Конечно, жить с пера — могут позволить себе лишь крохотная часть авторов — меньше одного процента. Но времена меняются, доступность этой профессии растет с каждым днем. — Есть ли возможность у российских писателей выйти на англоязычный рынок? — Минимальная. Стоимость перевода высока — порядка 10 тыс долларов за книгу. Отбить эти деньги, а уж тем более заработать что-то сверху — почти нереально. Шансы выигрыша в казино при ставке «Ставлю все на зерро» — гораздо выше. — С чем надо туда идти, каким образом, сколько это будет стоить, и каковы перспективы в плане заработка? — В среднем по больнице — размазывая в статистике авторов миллионщиков и авторов — которые не зарабатывают ничего — одна книга приносит самиздатовскому автору на Амазоне порядка 4000 долларов. К сожалению — это не отобьет даже стоимость перевода. Так что пытаться штурмовать зарубежные рынки можно, но с трезвой головой. Не на последние деньги, а лучше всего — не на свои И будучи уверенным в гениальности своего произведения.