«Откуда деньги у народа?»: продажи новых автомобилей в Приморье растут на фоне кризиса
Несмотря на экономический кризис и общие депрессивные настроения, автодилеры Приморья отметили рост продаж в 2018 г. По данным агентства «Автостат», за год в ДВФО рынок вырос на треть, продано 17,4 тыс. новых легковых машин. Будет ли динамика столь же впечатляющей в 2019-м на фоне повышения цен в салонах? Одной из причин хороших продаж прошлого года стала акция Минпромторга, по которой скидка в рамках госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» была увеличена с 10 до 25% для жителей Дальнего Востока. Это подстегнуло первичный рынок. Кроме того, как считают автодилеры, всплеск покупательской активности последних месяцев 2018?г. был связан в первую очередь с повышением НДС и общей экономической нестабильностью. Многие, у кого были свободные средства, решили купить новую машину, пока не взлетели цены и в очередной раз не упал курс рубля. «Если в 2017-м мы реализовали 1472 автомобиля, то в 2018-м — 2080. Продажи, таким образом, выросли на 41,3% по отношению к 2017 г., — сообщил корр. «К» Никита Шаповаленко, замдиректора ГК «Восток» (дилер автомобилестроительных холдингов Sollers, Hyundai и группы ГАЗ). — В том числе благодаря программе льготного автокредитования «Семейный автомобиль», которая предполагает хорошую скидку на уплату первоначального взноса по кредиту». Но не только с мерами господдержки был связан всплеск покупательской активности на фоне общего экономического спада, считают дилеры. В 2018-м сыграли роль объявленное повышение НДС и собственно нестабильность в экономике — люди поспешили реализовать отложенный спрос, понимая, что цены вырастут. За последний месяц свои прайс-листы в России обновили 26 автопроизводителей, сообщил накануне «Автостат». В приморских автосалонах цены с начала года выросли в среднем на 18–50 тыс. руб., в зависимости от модели. Сергей Моисеев, директор по продажам и маркетингу ЗАО «Саммит Моторc (Владивосток)»: «Рост продаж мы связываем в первую очередь с тем, что было объявлено о повышении НДС, поэтому для нашей компании ноябрь и декабрь 2018-го действительно стали пиковыми. Что касается программ Минпромторга, то, хотя и наблюдался небольшой прирост по автокредитованию в сравнении с 2017?г., у нас какого-то серьезного всплеска не произошло. Основная масса продаж пришлась на последние месяцы года, т. к. люди ожидали поднятия цен, плюс ситуация с волатильностью рубля и ценами на нефть добавляла неопределенности. Не зная, чего ждать, клиенты спешили в дилерские центры, чтобы вложить деньги во что-то ликвидное. За весь 2018 г. мы реализовали более четырех тысяч новых автомобилей. Главным «бестселлером» Toyota в 2018 г. стал кроссовер RAV4, он показал лучшие темпы продаж. Спрос на Land Cruiser и Land Cruiser Prado оставался стабильным, хотя был небольшой прирост, связанный с выходом новой модели Land Cruiser Prado — 2018–2019. Увеличились продажи седана Toyota Camry — благодаря появлению нового поколения этого автомобиля. Плюс уверенный старт показала новая «нишевая» модель Toyota C-HR. Что касается «Лексуса», то в лидерах по-прежнему Lexus RX и Lexus NX. «У нас продажи увеличиваются каждый год, — сообщили в компании «ДальЛада» (Владивосток). — Рынок прогрессирует, и примите это как данность. Если 15–20 лет назад мы покупали бэушные японские стиральные машины и холодильники, то сегодня выбираем новые модели в специализированных магазинах бытовой техники. Говорят о падении покупательной способности, но пройдите по дилерским центрам во Владивостоке (вы сейчас звоните самому недорогому дилеру) — с миллионом рублей там делать нечего!» Евгений Стародубцев, менеджер отдела продаж дилерского центра Volkswagen: «Продажи действительно выросли с 2017 г., что связано в первую очередь с программами господдержки, а также с обновлением модельных рядов. Откуда деньги у народа? На мой субъективный взгляд и проанализировав опыт продаж, могу вам сказать: в последнее время растет число закредитованных граждан. Покупательная способность падает, экономическая ситуация нестабильная, курсы валют скачут, привезти авто с пробегом из-за рубежа становится все дороже. Поэтому люди смотрят в сторону новых автомобилей и видят, что сегодня цены на первичном и вторичном рынках порой оказываются сопоставимы. Рынок действительно развивается, но я бы не сказал, что динамика роста «космическая». Январь уже показал, что рынок затаился. Я думаю, в первом квартале неизбежна стагнация, но критического падения мы не ожидаем, по нашим оценкам, объемы продаж в 2019 г. будут сопоставимы с 2018 г.». В 2019 г. рост отечественного рынка, как новых автомобилей, так и машин с пробегом, по прогнозам РОАД, будет составлять около трех процентов. Во многом ситуацию будут определять уровень инфляции и курс валют.