Очередное обострение топливного кризиса
Самое интересное в новом обострении — это хронология. 13-14 ноября в соцсетях и красноярских СМИ рассказали о коллапсе возле Ачинского НПЗ. Этот завод находится недалеко от Красноярска и почти полностью обеспечивает город бензином. Появилось видео: сотни бензовозов в очереди на налив. Приехали корреспонденты. Вот фрагмент беседы ачинского телеканала «Оса» с водителем: — Сколько стоите? — Третьи сутки уже. «Роснефть» заезжает, заправляется, уезжает, а мы стоим ждем. — У вас первый раз такое? — Да нет, за неделю я второй раз приехал. По три дня стою. Якобы было снижение цен, поэтому ажиотаж, понаехали. Все съели, ни туалета — ничего. Пассаж про «Роснефть» не случайный: компания — владелец этого завода. Другие местные журналисты также подтвердили, что бензовозам «Роснефти» вне очереди заливают топливо. Это важно: дефицит у независимых АЗС, на заправках «Роснефти» топливо есть. Значит, без бензина, а главное, без зимнего дизеля (в Красноярске уже зима) город не останется. Независимым же приходится ездить на «самовары» — небольшие нефтеперерабатывающие заводы, где делают низкокачественное топливо. О ситуации рассказывает главный редактор Business FM в Красноярске Юлия Буйко: «На нескольких АЗС нет топлива вообще. Некоторые станции принимают меры, например, закупают топливо на так называемых самоварах. Здесь это сделать легко и просто: приехал, рассчитался и купил. Только есть одна проблема: на этих «самоварах» топливо, мягко говоря, некачественное. По данным местных нефтетрейдеров, Ачинский НПЗ вообще не отпускал топливо порядка недели. Большинство же заправщиков не имели товарных запасов». Почему так важна ситуация в Красноярске? Потому что на следующий день, 15 ноября уже федеральные СМИ рассказали о дефиците топлива в регионах и о том, что нефтяные компании отказывают независимым АЗС в поставках. Причем в Восточной Сибири большая доля именно у независимых заправщиков. Вице-премьер Дмитрий Козак поручил Минэнерго и ФАС разобраться. Но параллельно произошло еще одно событие: «Роснефть» прекратила продажу своего топлива на Петербургской бирже. Объем торгов рухнул на 20%. А именно на этой площадке независимые заправки и другие потребители покупают топливо. Вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил Business FM, что компания может продавать бензин на бирже, а может и не продавать: Михаил Леонтьев пресс-секретарь и вице-президент «Роснефти» «Мы чем-то обязаны этой бирже, женились на ней, мы клялись чем-то? Я не понял, кого мы там обездолили. Компания «Роснефть» всегда выступала и выступает за рыночное регулирование цен, чтобы на бирже не было договорных сделок, чтобы она была прозрачной, чтобы на розничном рынке не господствовали региональные трейдеры, находящиеся в криминальных взаимоотношениях с местной властью и преступными группировками». При этом есть приказ правительства, согласно которому нефтяные компании обязаны продавать на бирже определенные объемы и делать это равномерно. Остальные производители топлива в четверг с биржи не ушли и даже торговали сверх нормы. То есть, как и в Красноярске, потери чувствительные, но не критичные. Что же касается слов в адрес трейдеров и независимых АЗС, то «Роснефть» не в первый раз обвиняет их в спекуляциях и росте топливных цен. Трейдеры в ответ напоминают, что они, в отличие от нефтяных компаний, продают бензин и дизель с отсрочкой платежа. А иначе потребители — а среди них и государственные организации — не смогут расплатиться и останутся без топлива. Однодневный уход с биржи «Роснефти» Business FM прокомментировал гендиректор трейдерской компании «Солид-товарные рынки» Илья Мороз: Илья Мороз гендиректор трейдерской компании «Солид-товарные рынки» «Я считаю, что такой демарш можно объяснить желанием полностью устранить и уничтожить конкурентов на рынке, поскольку ничем другим это объяснить нельзя. И, я думаю, еще можно объяснить полной безнаказанностью, потому что нет того человека, кроме, наверное, президента страны, который в состоянии, скажем так, аппетиты «Роснефти» здесь каким-то образом поумерить». У всех свои аргументы. «Роснефть» считает, что трейдеры и независимые АЗС аффилированы, перепродают друг другу топливо, взвинчивая цены. Договориться стороны не могут. Соглашение с правительством тоже не помогло: оно лишь временно заморозило цены на бензин. Вопрос, как и сказал трейдер, действительно под силу решить первому лицу. Но еще раз о хронологии. В дни, когда в сибирском Ачинске водители бензовозов стояли в очереди за топливом, на другом конце планеты, в Сингапуре, проходил Восточноазиатский саммит. Российскую делегацию возглавил Владимир Путин. Среди других представителей был глава «Роснефти» Игорь Сечин. Тем временем в Казахстане заявили, что из-за высоких цен на топливо в России российские трейдеры активно вывозят более дешевый казахстанский бензин. Это грозит стране дефецитом, но решить проблему Астана не может. Прекратить свободный экспорт нельзя — это противоречит нормам ЕАЭС. Тем более что у России и Казахстана самая протяженная сухопутная граница в мире, контролировать ее сложно. Второй путь — повысить внутренние цены на бензин, но это вызовет протесты населения и бизнеса.