Войти в почту

Размороженное горючее. Почему цена на бензин вырастет в 2019 году

Счетная палата прогнозирует рост цен на бензин с 1 января 2019 года. По некоторым данным, цена одного из самых востребованных типов бензина, а именно 95-го, может подняться до 50 рублей за литр. Причина — плановое повышение акцизных сборов на топливо в 1,5 раза. Правительство обещало сдержать рост цен на топливо, но оно же и ввело повышение акцизов. В проекте бюджета заложено увеличение цены на бензин до 12 300 рублей за тонну, а на дизель — до 8 500 рублей. Следом за этим приходится ожидать и подорожания всей производимой и закупаемой продукции, к стоимости которой торговцы и промышленники прибавляют затраты на топливо. Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник утверждает следующее: «Это в общем-то не новость. И все экспертное сообщество предупреждало, что если акцизы будут расти, цены последуют за ними. Счетная плата просто подтвердила эти выводы. В 2018 году, летом, принимались решения по заморозке и даже снижению акцизов на фоне волнообразного роста цен в рознице. Это подействовало. Но в следующем году ситуация может повториться» (цитата взята из материала «КП»). Тем не менее правительство предпринимает меры для сдерживания роста розничных цен на бензин. Уже заявлено о налоговом маневре, который должен сыграть положительную роль в этом процессе. Документ разработан несколькими министерствами и передан на подпись председателю правительства. После последнего скачка цен на 10% и выделения в 2017 году триллиона рублей в виде субсидии нефтеперерабатывающей отрасли цены были заморожены. Но каждый понимал, что это не может длиться вечно. Деньги быстро растрачиваются, затраты производства и доставки топлива продолжают неумолимо расти в том же математическом алгоритме, в котором прогрессирует инфляция. Налоговый маневр предполагает обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты к 2024 году и одновременное увеличение налога на добычу полезных ископаемых и упомянутый уже рост акцизов. Это должно сдержать цены на прежнем уровне, так как затраты на указанный налог и акцизы будут компенсированы в дальнейшем возвратом выплаченных экспортных пошлин и их полным «обнулением». Согласно документу, который адресован несколькими министерствами премьеру, предлагается утвердить снижение так называемых базовых цен на моторное топливо двух типов: бензин и дизель. Чтобы претендовать на государственные субсидии, компании-производители не должны увеличивать базовую стоимость продукции более чем на 10%. Это и гарантирует, по мнению разработчиков документа, прежний уровень цен на бензоколонках. К тому же переработчиков топлива обяжут направлять на внутренний рынок не менее 17,5% продукции высокого качества. Это связано с тем, что экспортная продукция нефтеперерабатывающих заводов и добывающих компаний после уплаты всех вывозных пошлин приносит им стабильный доход в иностранной юрисдикции, а внутреннее производство целиком зависит от платежеспособности населения и растущих акцизных сборов. Поэтому естественно стремление вывезти больше, а оставить меньше, чтобы избежать всех этих трат. Но это создает дефицит и, как следствие, рост розничных цен на 15%. Поэтому правительство и прибегло к «налоговому маневру», который, по расчетам авторов, должен стабилизировать положение на прежнем уровне. Однако критики плана убеждены, что он имеет ценность только для бюджетного регулирования. Розничный же сектор изменения коснутся в меньшей степени. Тут опасаются убытков из-за слишком отдаленных расчетов и того, что поставщики продукции на бензоколонки не станут делиться с ними будущими финансовыми льготами — то есть теми, которые обещает документ. А о рознице в документе нет ни слова. По мнению экспертов, с рынка продаж топлива могут уйти некоторые независимые игроки, что непременно приведет к дефициту и, соответственно, к новому скачку розничных цен. На него повлияют не только указанные акцизные повышения и новые ставки НДС, но и переход на зимнее дизельное топливо, которое изначально дороже летнего. Оптовая цена на биржах сейчас уже составляет 46,7 рубля за литр. Цена на колонках успела подскочить до 50 рублей за литр. Самые сдержанные прогнозы цены на бензин марки 95 в январе 2019 года — 47,5 рубля за литр, а во второй половине года — уже 50 рублей за литр. При этом сейчас цена пока держится в следующих пределах: за 92-й — 41,7 рубля, а за 95-й — 45,5 рубля. Разумеется, это средний показатель. Он варьируется в зависимости от компании-продавца, местоположения колонки — то есть от загруженности трассы, отдаленности от центра и даже порой от времени суток. Но тут колебания незначительные. Поэтому для обсуждения предлагается средняя цена. «Повышение все равно происходит, потому что рынком бензина управляют крупные НПЗ, которые могут повышать цены одновременно, не сговариваясь: они привыкли так делать годами. Налоговый маневр в его текущей редакции будет выгоден компаниям с высокой глубиной переработки и безразличен для компаний с низкой глубиной переработки нефти. Поэтому теоретически он будет стимулировать инвестиции в нефтепереработку, но это очень долгий тренд, на десятилетия», — прогнозирует управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский на сайте Autonews.ru. Этот и следующий прогнозы предложены материале РБК. Другой эксперт — из УК «СОЛИД Менеджмент» — Сергей Звенигородский считает, что налоговый маневр приведет к росту внутренних цен до европейских уровней — то есть в соответствии с нынешним биржевым курсом — 65-75 рублей за литр 95-го бензина в ближайшие полтора-два года. Причем это произойдет, когда налоговый маневр завершится. Он полагает, что цена уже к 1 января 2019-го начнет расти, а в середине будущего года достигнет 48-49 рублей. Важно понимать, что стоимость топлива не может не повлиять на оптовые и розничные цены ретейлеров товаров и продуктов. Вырастут и складские цены, а за ними те, что мы каждый день видим в магазинах. Однако не следует поддаваться панике и ожидать заметного скачка, потому что цены «растекаются» на весь прилавок и затрагивают товары — в малой степени каждый. Но рост все равно настойчиво прогнозируется, а цыплят ведь по осени считают. Кстати, ФАС еще не высказалась по этому поводу, а ведь это как раз ее епархия, потому что рост цен на топливо происходит, если и не по сговору крупных переработчиков и поставщиков сырья, то по той консолидирующей эту область промышленности привычке, о которой говорят эксперты. Андрей Бинев, журналист, аналитик