Банки предлагают сезонные вклады с доходностью 7% годовых и выше
Угроза новых санкций, рост инфляции, ослабление рубля, повышение ключевой ставки вынуждают банкиров, опасающихся оттока средств с рублевых депозитов, улучшать условия вложения денег для клиентов. Одни банки увеличивают доходность постоянно действующих вкладов, другие готовы принимать деньги под высокие проценты ограниченное время, поэтому вводят сезонные вклады с повышенными ставками. В этом году первые осенние вклады появились в небольших банках еще в августе. Кроме того, Сбербанк в конце августа предложил сезонный вклад «Онлайк» с рекордными для него ставками – 6,5% годовых при размещении средств на один год и 6,7% на два года, что на 1,75–1,95 процентного пункта (п. п.) выше доходности вклада Сбербанка «Сохраняй онлайн». С начала сентября и до 31 декабря вклад с доходностью до 6,7% годовых можно открыть в ВТБ («Максимум», срок размещения – 380 дней). Такую доходность можно получить, только открыв вклад дистанционно и капитализируя проценты. Это на 0,68 п. п. больше доходности стандартного вклада «Выгодный», открытого на год. В начале сентября сезонные предложения для вкладчиков появились у Газпромбанка и Совкомбанка. С середины сентября, когда ставки по вкладам на рынке подросли, «Восточный», «ОТП банк», «Почта банк» и «Российский капитал» предложили клиентам сезонники с доходностью выше или равной 7% годовых. А банк «Уралсиб» повысил ставку введенного ранее юбилейного вклада «Мы вместе» до 7% годовых. В среднем осенние ставки на 0,25–0,9 п. п. больше, чем у лучших стандартных вкладов в этих банках при вложении на тот же срок. Далеко не все банки сейчас решаются предложить клиентам сезонные ставки выше, чем у Сбербанка. По словам ведущего аналитика по банковским рейтингам «Эксперт РА» Екатерины Щурихиной, это происходит потому, что у большинства игроков общая стоимость привлеченных средств населения значительно выше, чем у Сбербанка. «Основной объем вкладов у Сбербанка привлечен под ставки значительно ниже среднерыночных», – говорит Щурихина. Банки приурочили выпуск новых продуктов к завершению сезона отпусков и началу периода деловой активности, объяснили появление сезонных вкладов руководитель розничного бизнеса дирекции по работе с частными клиентами Ситибанка Ксения Мухорина и зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский. «После лета специальные предложения становятся более востребованными клиентами, причем как в депозитных, так и в кредитных продуктах», – отмечает начальник управления розничных продуктов «МТС банка» Евгений Шитиков. То, что некоторые банки повысили ставки стандартных вкладов, а другие ввели сезонные с увеличенной доходностью, означает более осторожную процентную политику последних, считает гендиректор аналитического агентства «Бизнесдром» Павел Самиев. К тому же сезонные вклады служат отличным маркетинговым инструментом для привлечения новых клиентов, напоминает он. Однако скорее всего в итоге все банки в ближайшее время будут повышать базовые ставки вслед за ключевой, в том числе когда у некоторых из них завершатся сроки приема сезонных вкладов, полагает Самиев: «ЦБ может снова повысить ключевую ставку в этом году». Банки продолжат радовать вкладчиков и сезонными предложениями, считают эксперты. Не стоит исключать, что из-за нестабильности рубля и в ожидании роста цен многие граждане могут принять решение о крупных покупках, что также приведет к некоторому оттоку средств с депозитов, рассуждает исполнительный директор по технологиям Росгосстрахбанка Олег Галеев. «В связи с этим многие банки, несмотря на определенный профицит ликвидности в системе, будут все-таки стараться удержать клиентскую базу, в том числе повышая ставки и предлагая сезонные вклады», – говорит он. Некоторые банки уже готовят вывести на рынок новые сезонники. Например, с 15 октября «Санкт-Петербург» собирается предложить традиционный сезонный вклад «Зимний Петербург» в рублях и долларах, рассказал его представитель.