Войти в почту

Потребительского бума нет

Подъем курса иностранных валют, девальвация рубля – нынешняя ситуация напоминает ту, что наблюдалась в конце 2014 года. Тогда население в массовом порядке меняло слабеющую национальную валюту на крупногабаритные товары «по старым ценам». Нарасхват шли холодильники, телевизоры, цифровая техника, мебель и другое. Однако в этот раз такого потребительского бума не наблюдается. Как отмечают специалисты, из-за отсутствия стабильности на руках у населения стало меньше наличности, в связи с чем люди занимают выжидательную позицию. Сказывается и незначительная курсовая разница – всего четыре рубля. «Не надо искать какие-то хитрые причины, все совершенно очевидно. Политика Банка России и Минфина, связанная с максимальным ослаблением рубля, привела к вполне ожидаемым последствиям. Это снижение доходов населения, так называемая дифференциация», – Максим Кривелевич, доцент кафедры «Финансы и кредиты», Школы экономики и менеджмента ДВФУ, финансовый консультант. По данным исследования «Ромира», в этом году падение среднего чека вышло за финансовые рамки практически во всех федеральных округах России. Так, в Южном федеральном округе сумма чека сократилась сразу на 7,6%. В остальных федеральных округах падение оказалось менее выраженным – от 7,5% в Дальневосточном до 0,3% в Центральном. В июле 2018 года сумма среднего чека опустилась до 496 рублей, что стало минимальным значением с марта 2016 года. По словам представителя торговой сети «ОК», все чаще в корзинах покупателей можно наблюдать лишь то, что употребляется в еду каждый день: яйца, молоко, колбасы, пельмени, хлеб, печенье, вафли, курица. Дорогими коньяками, шоколадом, колбасами, сырами наше население «балуется» все меньше и меньше. «Постепенно вымывается из сценария продаж средний класс. Именно от представителей этого класса были покупки стоимостью от 20 до 100 тысяч рублей. Сейчас покупки такой ценовой категории практически не наблюдаются. Клиенты совершают или очень дорогие покупки, либо это продажи до 15 тысяч рублей», – отмечает Надежда Ткаченко, гендиректор сети магазинов «Золотой ажур».

Потребительского бума нет
© Primpress