В России сдулся даже «эффект Трампа»
Безотносительно США в России дела сейчас идут неважно. Прежде всего, с того момента, как известные компании, такие как «Русал» 6-го апреля были внесены в санкционный список, больше нет иллюзий, санкции могут затронуть любого.
Тем внимательнее инвесторы смотрели в сторону Хельсинки, где американский президент Дональд Трамп в начале недели впервые встретился на саммите со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Сам факт, что саммит состоялся, создает положительный фон и служит основанием для покупки российских активов, рассказала фондовый менеджер Swedbank Robur Елена Левен агентству Bloomberg в преддверии встречи.
>> Россияне взбунтовались из-за нового налога
Другие эксперты придерживаются схожего мнения. В конце концов, российские акции после падения 6-го апреля и их активных продаж в последовавшие два месяца были недооценены. И сфокусированные на России фонды и биржевые инвестиционные фонды уже в июне снова начали фиксировать приток, в то время как отток стал наблюдаться с других развивающихся рынков.
Однако «эффект Трампа» быстро сдулся. С понедельника рассчитываемый в долларах индекс РТС снова падает, кроме того, он ослабляется из-за несколько снизившейся цены на нефть.
Далеко от пика
В целом российский фондовый год можно считать вялым. С начала года индекс РТС вырос менее чем на один процент и в настоящий момент котируется на уровне 1 146 пунктов. Это хотя и на 80 % больше многолетнего минимума начала 2016 года, но падение после 6-го апреля все еще не преодолено. Для возвращения к наивысшей точке мая 2008, когда большая часть мировых фондовых индексов прекрасно себя чувствовала, необходим рост более чем в два раза.
Помимо санкций проблемой является и макроэкономическая ситуация в России, дела в экономике сейчас идут неважно. За двухлетней рецессией с 2015 по 2016 год и последовавшим ростом сейчас наблюдается очередной трудный период приспособления к новым реалиям, как следует из нового прогноза министерства экономического развития. Согласно прогнозу, ВВП уже в 2018 году будет расти медленнее, чем прогнозировалось ранее — на 1,9 % вместо 2,1 %. В 2019 году вместо ожидаемых 2,2 % рост должен составить 1,4 процента. Связывают это также и с повышением НДС.
Оно притормозит не только экономическую активность, но и вновь подстегнет инфляцию, которая находилась на исторически низком уровне. Это вынуждает Центробанк прибегнуть к дальнейшему снижению ключевой ставки, которая находится на все еще высоком уровне в размере 7,25 %.
Цены на нефть не оказывают влияния
В отличие от прежних времен, относительно высокая цена на нефть не оказывает значительного влияния на рост ВВП, кроме того избыточные нефтедоллары при стоимости свыше 40 долларов за баррель в соответствии с железным бюджетным правилом переводятся в валюту и хранятся в так называемом Фонде национального благосостояния.
И рубль после резкого снижения после 6-го апреля не вернулся к прежним показателям. В конце второго квартала он торговался на 11 % ниже по отношению к доллару, чем до 1-го апреля, по отношению к евро снижение составило 3,6 %. Российскому правительству, стремящемуся к импортозамещению, дешевый рубль весьма на руку. Если уже цена на нефть не может подтолкнуть российскую экономику, тогда на это подавно не способен Чемпионат мира по футболу. В отличие от эмоционального подъема вокруг национальной сборной, эффект от чемпионата для экономики, как и ожидалось, минимален. Центробанк оценил его вклад в этом году в 0,1-0,2 процентных пункта.
На этом фоне аналитики видят во втором полугодии в российских акциях потенциал в размере от пяти до 15 %. Низкая оценка — аргумент для оптимизма. Сюда можно также причислить и относительно высокую дивидендную прибыль свыше 5,5 %, в то время как на глобальном рынке, по данным инвестиционной компании Bestinvest, она составляет 2,6 %, а на развивающихся рынках в среднем только максимум три процента.
«Выплата прибыли — один из немногих факторов, которые делают наш рынок привлекательным для инвесторов, и в последующие месяцы послужит также опорой», — считает ведущий аналитик инвестиционной компании «АТОН» Михаил Ганелин.
Дивиденды будут расти
В дивидендной политике российских компаний происходят процессы, из-за которых выплаты прибыли в 2018 году на 15 % выше предыдущего года и составят 1,9 триллиона рублей, говорит Ганелин. Две трети от этого будут выплачены в июле и августе.
Основная причина повышения — государство требует от своих концернов больше дивидендов, что соблюдается частью компаний. Так, крупнейший российский банк Сбербанк повысил их уже на 50 %, банк ВТБ и транспортной монополии «Транснефть» — в три раза.
Из числа частных компаний некоторые традиционно выплачивают большие дивиденды. «Королями дивидендов» считаются концерн «Норникель», металлургические концерны «НЛМК» и «Северсталь», а также телекоммуникационная компания «МТС». Именно сталелитейные компании и «Норникель» и в последующие два-три года будут лидерами по выплате дивидендов, потому что они выигрывают от высоких цен на нефть и обесценивании рубля, считает главный аналитик Raiffeisen Capital София Кирсанова.
Средняя дивидендная прибыль в следующем году впервые должна достигнуть семи процентов, отмечает главный стратег «БКС Глобал Маркетс» Вячеслав Смольянинов.
Главный риск — торговый конфликт
Смольянинов, прогнозирующий индекс РТС в размере 1 350 пунктов к концу года, советует преимущественно иностранным инвесторам на российском фондовом рынке также обратить внимание на сталелитейные компании и «Норникель». Кроме того, он советует присмотреться и к банковскому сектору — прежде всего, Сбербанку и частному интернет-банку TCS Group.
Нефтяные показатели также содержат в себе потенциал, считает эксперт. В конце концов, и здесь комбинация высоких цен и дешевого рубля оптимальна для финансовых результатов. И, напротив, пока неясна ситуация в торговом секторе — нет четких сигналов, кто и как будет справляться со сниженным из-за конъюнктуры спросом, говорит Смольянинов.
Главным риском и для России является эскалация торгового конфликта между США и Китаем или Европой. Подобный конфликт может привести к падению цен на сырье — одной из основ, на которой стоит российская экономика. По крайней мере, к такому развитию готовы.