Автокредиты: срок кредита и полная стоимость растут
Москва, 14 июня - "Вести.Экономика" Рынок автокредитования в I квартале 2018 года продемонстрировал лучший показатель в истории по средней сумме автокредита. Между тем, на таком благоприятном фоне выделяются два негативных момента: резко вырос средний срок автокредита, а полная стоимость, которая в течение 2016 и 2017 годов постепенно снижалась с 14,9% до 12,8%, скакнула до 15,6%. Объем кредитования в 1 квартале 2018 года приблизился к 82 млрд. руб. Средняя сумма автокредита в первом квартале составила почти 700 тыс. руб., что является лучшим показателем в истории - подсчитали эксперты БКИ «Эквифакс». В столичном регионе средняя сумма автокредита составила 840 тыс. рублей, в регионах - 630 тыс. Это наиболее близкое соотношение средних сумм среди всех кредитных продуктов. Тем временем доля автокредитования среди всех иных программ кредитования (кредитные карты, ипотека, потребительские кредиты) составляет 11-12% без какого-либо ярко выраженного тренда. Как и в предыдущие годы, в первом квартале наблюдалась ярко выраженная сезонность: в январе выдачи кредитов резко падают по сравнению с декабрем, а затем постепенно восстанавливаются в феврале и марте до средних показателей предыдущего года. Ложкой дегтя в бочку роста объемов автокредитования стал резкий рост среднего срока автокредита, который подскочил с 39-40 месяцев в 2017 году до 45 месяцев в первом квартале 2018 года. Кроме того, негативным фактором является и увеличение полной стоимости кредита. В течение 2016 и 2017 годов она постепенно снижалась с 14,9% до 12,8%, но в I квартале этого года резко выросла до 15,6%. Подобные изменения, могут быть связаны с резким снижением объемов субсидирования автопрома по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», что де-факто привело к сворачиванию данных программ. «Программы господдержки автопрома заключались в субсидировании процентной ставки по автокредиту. За счёт этого, стандартная ставка по автокредиту, например, на уровне 13% годовых, могла превратиться, скажем, в 8,6%. Эта ставка использовалась в расчёте полной стоимости кредита, «утягивая» ставку по всем прочим договорам вниз. Снижение объемов финансирования программ господдержки автопрома привело к тому, что по льготным ставкам заключается небольшое число договоров, которые уже не могут увлечь ставку вниз», - комментирует генеральный директор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин. Ограничение по максимальной стоимости автомобиля и сроку кредитования (не более трех лет) были частью программ господдержки автопрома. Все это приводило к снижению среднего срока автокредита. Приостановление госсубсидирования стало причиной того, что со сниженным сроком кредита выдается небольшое число кредитов, за счёт чего растет средний срок всех выданных автокредитов.