Войти в почту

«Нам - остатки». Эксперт об истинных причинах роста цен на бензин

Глава Управления по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов Татарстана Роберт Гилязиев более 40 лет отработал на нефтеперерабатывающем заводе. В интервью «АиФ-Казань» он размышляет о причинах роста цен на бензин. Нужно госрегулирование Дарья Ходик, «АиФ-Казань»: Роберт Файзиевич, среди казанских автомобилистов ползут слухи, что цена на бензин будет расти вплоть до 9 июня. Это паника или есть объективные причины? Роберт Гилязиев: Нет, такого не должно случиться. Новый вице-премьер Дмитрий Козак заявил по итогам совещания с крупными нефтепроизводителями, что дальнейшего повышения оптовых цен не будет, акцизы будут снижены не с 1 июля, а с 1 июня. В любой стране правительство должно заниматься государственным регулированием в этой ответственной сфере, а то мы под видом рыночной экономики дошли до абсурда. Необходимо проанализировать, почему высокие оптовые цены, а то аналитики объясняют то тем, что мировые цены повысились. Ну и что – повысились? У нас своя система трубопроводная, и нефть к нам не из Америки на танкерах завозят, чтобы на нас это так влияло. Такими «экспертными» заключениями аналитики только способствуют резкому повышению цен. Второй причиной они называют ремонт заводов. Но заводы всегда ремонтируются, я 40 лет работал на нефтеперерабатывающем заводе, это не объяснение! В третьих, возросший экспорт. Но разве стране не нужно сначала обеспечить внутренние потребности? В советское время нефть на экспорт отправлялась после того, как были удовлетворены внутренние потребности. Правительство это дело контролировало. А сейчас вначале отправляют на экспорт, а остатки - нам. Четвертая причина - высокие налоги. 70% от стоимости розничных цен на бензин – это налоги. Вот эта причина является истинной. Экономикой страны управлять, а не пускать на самотек. В стране, которая производит такое количество нефти, создавать дефицит и повышать по этой причине цены, неправильно. - Неужели правительство не могло заранее просчитать последствия своих шагов? - Я не могу комментировать действия правительства. К сожалению, получилось так, что они ничего не просчитали. Цены не снизятся - Если акцизы снизятся, какова вероятность снижения существующих цен на бензин? Сейчас 92-й в Татарстане стоит около 40,5 руб. - Я не думаю, что снижение акцизов сразу приведет к снижению розничных цен. Оно может лишь приостановить дальнейшее повышение цен, если не будут приняты иные меры. - Татарстанские нефтедобывающие заводы тоже можно упрекнуть в алчности, экспорт вырос на 556%, как установило Татарстанское УФАС, при этом на внутренний рынок поставки снизились на 26%. Ваше управление может на это повилять? - На это могут влиять только органы федеральной власти. Власти нужно анализировать, как формируются оптовые цены на заводах, какие затраты туда включают производители. Это касается не только моторных топлив, но и другой продукции. А бывает иногда, что производитель в стоимость товара включает и те затраты, которые не имеют отношения к производству. - В ваше управление субъекты нефтеобеспечения обращаются с предложениями о пересмотре цен. - Напрямую повлиять на уровень оптовых и розничных цен мы не вправе. Наше управление ведёт мониторинг оптовых и розничных цен на топливо, и мы со своей стороны пытаемся не допустить необоснованного повышения розничных цен, а на отпускные цены заводов-производителей мы не можем влиять. В Татарстане розничные цены на бензин одни из самых низких по сравнению с другими регионами ПФО. У нас есть рабочая группа с участием министерств, субъектов нефтепродуктообеспечения. На заседаниях мы обсуждаем вопросы повышения розничных цен, объясняем бизнесменам - ваше повышение повлияет на благосостояние народа, оно резко повлияет на производство всех видов товаров, потому что все они перевозятся на автомобильном транспорте. Лето – период повышенного спроса на горючее, те же пенсионеры сейчас выезжают на дачи. - А еще это время активных сельхозработ. Как эта ситуация отразится на аграриях? Известный фермер-сыровар Олег Сирота предложил установить отдельные цены на солярку, ведь их трактора не ездят по дорогам. Должны ли они платить дополнительные сборы? - Сельское хозяйство однозначно понесет убытки. Для этого есть министерство сельского хозяйства, оно должны озаботиться этим вопросом, ввести какие-то дополнительные льготы. А то мы все твердим об импортозамещении, а откуда оно возьмется, если сельхозпроизводител не помогать? Но вообще это касается не только аграриев. Повышение цен на топливо приведет к повышению всех товаров и услуг, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности: от колготок и носков до с. Вот вы тоже автомобилист, ездите на работу на машине. Вы потом будете доказывать своему работодателю, что вам надо больше платить, это будет влиять на стоимость вашего труда. Это тонкий и больной вопрос. - В ближайшей перспективе на каком уровне будут держаться цены? - Мне бы хотелось надеяться, что после заявлений Дмитрия Козака должно остановиться повышение, как оптовых цен на заводах-изготовителей, так и розничных цен у крупных и мелких АЗС. У нас в республике за эти пять месяцев трижды росли цены, в других регионах они росли еженедельно. Судите сами: в прошлом году за весь год оптовая цена выросла на 5 тысяч рублей за тонну, а в этом году за пять месяцев - на 15 тысяч. - Сейчас мы будем долго еще пользоваться этим дорогим бензином? - Мелкие частные АЗС купили бензин на две-три недели вперед, большие запасы они не делают. Сегодня же в республике работают три крупных компании, и большая часть рынка реализации - у них. То, что они закупят большое количество бензина по нынешней цене и потом долго будут его реализовать, такого не будет, так как поставка идет напрямую от завода-производителя. Рассмотреть альтернативу - Многие автомобилисты задумались о переводе своей машины на газ. Это может стать массовой альтернативой бензину? - Это очень перспективный вид топлива, даже в нашем учреждении мы перешли на газ еще лет пять назад, а за границей большая часть ездит на газе. От него меньше вредных выбросов, так что это и экологичный, и более экономичный вид топлива. Тем более, что в Татарстане есть целая программа перевода в РТ на газ на сжиженный газ с субсидированием части расходов. - Простого автолюбителя останавливает страх, что газовый баллон – это небезопасно. - На бензине ездить, возможно, проще. А на газе надо следить за исправным состоянием своего автомобиля, делать своевременное техобслуживание. Ничего в этом страшного нет. Просто у нас ко всему новому осторожное отношение.

«Нам - остатки». Эксперт об истинных причинах роста цен на бензин
© АиФ Казань