Войти в почту

Копейку руль не бережёт. Почему растет цена бензина в Иркутске?

То, что происходит сейчас во многих регионах России, впору называть топливной лихорадкой: стоимость литра бензина самой популярной марки - АИ-92 повышалась за апрель и май несколько раз и в итоге перешагнула «психологический барьер» в 40 рублей за литр, что, конечно, никому не понравилось. Виновата нефть? «На осле теперь дешевле». Сначала иркутские автомобилисты шутили по поводу роста цен на бензин, выкладывая фотографию ослика, идущего по 130-му кварталу, а затем устроили акцию - 26 мая перекрыли проезд к одной из крупных заправок на улице Байкальской областного центра. Правда, продлился протест недолго - автолюбители убрали свой транспорт с дороги по требованию правоохранителей. Теперь организатор акции планирует устроить «официальный митинг». Если ещё в конце марта, по информации Росстата, литр 92-го бензина в Иркутске стоил в среднем 38,97 руб., то к 21 мая его стоимость достигла 40,3 руб. И оказалась почти самой высокой в Сибири, чуть дороже топливо марки АИ-92 стоит только в Кызыле - столице Тывы. Самый доступный бензин - в Улан-Удэ, к 20 мая его стоимость там поднялась до 38,67 руб. за литр. Все остальные марки в Иркутске перешагнули отметку в 40 руб. раньше, и к концу мая средняя цена топлива АИ-95 и АИ-98 составила 42 и 44,9 руб. за литр соответственно. Многие считают, что виновником растущей стоимости ГСМ стали акцизы, которые правительство увеличило на 50 копеек. Однако кандидат экономических наук, доцент одного из вузов Иркутска Анатолий Меркулов считает, что есть и другие причины. «Акцизы повысились в самом начале года, тогда цены на бензин выросли, но незначительно. Резкий скачок мы наблюдаем в мае, хотя второе повышение акцизов предполагалось только в июле. Увеличение цен на бензин спровоцировал в первую очередь рост стоимости нефти, а также затрат на её переработку. К тому же, мы находимся в глобальной экономике, а значит, цена на многие товары формируется мировым рынком. К примеру, в Испании литр бензина стоит 1,25 евро, в Норвегии - 1,9 евро. Следовательно, у наших производителей топлива есть выбор - продавать его за рубеж или здесь. Естественно, им выгоднее реализовывать ГСМ за границу, если у нас цена будет слишком маленькой, поэтому удорожание неизбежно», - пояснил Меркулов корреспонденту «АиФ в ВС». Кроме того, по его мнению, на топливном рынке слабая конкуренция, именно поэтому цены подскочили сразу и везде. Также неудивительно, что стоимость выросла именно в мае, когда спрос на топливо особенно высокий. Экономия на поездках Майский скачок даже вынудил правительство РФ снизить акцизы на топливо и не повышать их в июле, как планировалось изначально, однако если это и задержит удорожание, то вряд ли понизит цены обратно. «В экономике есть закономерность, которая называется храповик цен: они повышаются, но не падают. Встаньте на место продавца. Зачем ему снижать стоимость, если в ближайшие три месяца спрос всё равно не снизится. Когда наступит осень - тоже ничего не подешевеет, скажется инфляционный фактор», - говорит Анатолий Меркулов. Однако, по его прогнозу, цена за литр вряд ли подойдёт к порогу в 50 рублей в этом году: в ближайшее время повышение стоимости нефти не ожидается. Однако через год - полтора она вполне может перешагнуть очередной «психологический порог». Житель Иркутска Роман Сизых говорит, что за четыре года сменил три автомобиля и последний оказался самым «прожорливым», рост цен мужчина замечает очень хорошо, поэтому его семья начала экономить. «Стали реже выезжать куда-нибудь, начали выстраивать более удобные маршруты по городу, чтобы за одну поездку успеть сделать как можно больше дел. В прошлом году в неделю у меня уходило 90 литров бензина, сейчас снизил это количество до 65. Чтобы оставаться в рамках бюджета, пришлось сократить количество поездок. В этом году планирую перейти на более экономичное авто (с расходом в 10 л на 100 км вместо 18), а в будущем разумно рассмотреть покупку гибридного автомобиля, расход которого не превышает 6 л на 100 км по городу», - резюмирует Роман. Особое мнение Иркутянин Андрей Кухта: «Примерно год назад продал машину. Сильных затруднений не ощутил, так как в основном ездил на автомобиле до работы. Теперь добираюсь до офиса на общественном транспорте, на это уходит всего около 20 минут. Конечно, есть ситуации, когда более удобна машина, но и без неё чувствую себя комфортно. Плюс от продажи, конечно, - это экономия на бензине, затраты на который составляли 4-5 тыс. руб. в месяц. А общие эксплуатационные расходы, включая траты на топливо, - не менее 120 тыс. руб. в год».

Копейку руль не бережёт. Почему растет цена бензина в Иркутске?
© АиФ Иркутск