В Крыму дорогой бензин объяснили паромными перевозками
Власти полуоострова объясняют подорожание объективными причинами, а именно повышением оптовых цен и традиционно - включением в структуру затрат нефтетрейдеров стоимости перевозки через Керченскую паромную переправу. Но ситуация должна измениться в середине 2019 года после запуска железнодорожной части крымского моста. - Стоимость услуг переправы, утвержденной ФАС, составляет 2,4 рубля за один литр топлива, - рассказал министр топлива и энергетики РК Вадим Белик. - Кроме того, топливо приходится везти из отдаленных регионов, поэтому в его стоимость закладывается еще и цена доставки груза по железной дороге и возврата грузоотправителями цистерн на нефтеперерабатывающие заводы. Еще одна причина ощутимой разницы цен на бензин на полуострове и на материковой части РФ - отсутствие в Крыму вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые "делают погоду" на рынке топлива в других субъектах федерации - "Роснефть", "Газпромнефть", "Лукойл", "Башнефть". Эти компании работают на всех этапах цепочки производственного процесса - от добычи нефти до реализации нефтепродуктов потребителю, что позволяет регулировать конечную стоимость топлива. В Крыму из материковых компаний есть лишь "Татнефть", но у этого игрока всего несколько АЗС, которые не могут повлиять на общую картину. Планируемое открытие железнодорожного проезда по Крымскому мосту повлияет на снижение логистических затрат на доставку топлива и позволит снизить розничные цены. Несмотря на слова министра, руководители федеральной и региональной служб ФАС раньше не раз заявляли, что ценообразование на топливном рынке на полуострове не поддается здравой логике. - Нам удалось выиграть все суды в отношении крымских компаний по делу 2016 года, и в ближайшее время с них будет взыскан штраф в сумме более чем 100 миллионов рублей, - заявил на недавнем совещании в Крыму руководитель ФАС России Игорь Артемьев. - Если это кому-то покажется мало, то будет 200, 300 миллионов, пока этот бизнес не начнет относиться с уважением и к населению, и к законодательству о конкуренции. Цена на бензин должна соответствовать экономической реальности. В Крыму цены завышены, и мы подозреваем сговор - это 178 статья Уголовного кодекса, за это можно получить семь лет. Никому не советую этим сейчас заниматься. Интересно, что ранее крымские власти заявили о договоренности с нефтетрейдерами о снижении цен на бензин на полуострове до экономически обоснованных, но, судя по ценникам, регулярно обновляющимся в последние недели, это обещание быстро забыли. В этих условиях ФАС возбудило новое дело о нарушении антимонопольного законодательства на розничном рынке топлива. В антимонопольном ведомстве при этом приоткрыли секрет высоких цен на бензин: нефтепродукты перепродаются между компаниями несколько раз до того, как поступают на автозаправочные станции. А разницу оплачивает потребитель. Справка "РГ" Ранее арбитражный суд РК и вслед за ним апелляционная инстанция поддержали Управление ФАС по РК в деле о законности наложения штрафа на пять крупнейших нефтетрейдеров полуострова в 2016 году. Компании "Крымойл" (бренды ТНК и Red Petrol), "Ритейл юг" (бренд WOG), "Кедр" (бренд "АТАН"), "ТЭС" и "Компания нефтетрейдинг" пытались оспорить штраф на общую сумму 129 миллионов рублей за согласованные действия на рынке автомобильного горючего А-92, А-95 и дизельного топлива. Но УФАС доказало, что одномоментное повышение отпускной цены бензина без сговора было невозможно.