Перед праздниками ждем потребительского бума
Расходы москвичей в ноябре, по сравнению с октябрем, выросли на 2,7 процента. Такие данные обнародовал исследовательский холдинг «Ромир». По мнению аналитиков, москвичи начали готовиться к Новому году. «Вероятно, наслушавшись прогнозов чиновников и экспертов о неминуемом подорожании традиционных новогодних товаров в декабре, потребители не стали откладывать предпраздничную закупку на последний момент», — сказано в материалах исследования. — Расходы в ноябре обычно растут, потому что люди покупают билеты, чтобы куда-то поехать на новогодние праздники, — поясняет доктор экономических наук Ирина Рукина. — Тратятся деньги и на покупку путевок, а также подарков близким людям. По словам эксперта, в году есть еще два периода высоких трат. Один из них — апрель, когда активно покупаются саженцы, семена, рассада и удобрения для сада. Второй период — лето, когда люди едут в отпуск. Что же касается предновогодних трат, то, по данным «Ромира», немалая часть средств в ноябре была потрачена на деликатесы. Дело в том, что в этом году часть из них существенно подорожала. Так, цена килограмма красной икры за год выросла более чем вдвое — до 6 тысяч рублей. Шампанское и игристые вина должны подорожать на 10–15 процентов. Кстати, Росстат оценил, сколько стоят продукты, необходимые для подготовки новогоднего стола для семьи из четырех человек, взяв ноябрьские цены. В этом году стоимость набора продуктов для москвичей составит около 7,5 тысячи рублей, для питерцев — около 6,6 тысячи, а в среднем по России — 6096 рублей, что выше прошлогоднего показателя (5875 руб лей) на 3,76 процента. Подорожали картофель, огурцы, сливочное масло, говядина, сырокопченая колбаса, рыбные деликатесы и сыр. А вот курица стала почти на 8 процентов дешевле. — Если говорить об икре, то она подорожала в связи с тем, что в этом году на Дальнем Востоке выловили значительно меньше рыбы осетровых пород, — рассказывает маркетолог Андрей Епишев. — При этом надо понимать, затраты на организацию путины были никак не ниже, а даже выше прошлогодних — ведь топливо подорожало. Разумеется, эти затраты нужно как-то компенсировать, вот рыбаки и увеличили отпускные цены — они же не могут работать себе в убыток. Что касается других продуктов, то, по мнению эксперта, рост цены на деликатесы носит сезонный характер. — На них перед Новым годом резко увеличивается спрос. Ведь люди покупают те же копчености не только на новогодний стол. Во время каникул москвичи активно ходят друг к другу в гости, и это практически всегда связано с обильным застольем, — пояснил эксперт. — А когда растет спрос на продукты, растут и цены — так устроен рынок. Уже в середине января, уверяю вас, цены снизятся. Кстати, заблаговременной закупкой озаботились в первую очередь москвичи с низкими доходами, увеличив за месяц свои повседневные траты на 3,7 процента. И относительно ноября прошлого года в этой доходной группе расходы выросли на 4,3 процента. Высокодоходники тоже продемонстрировали существенный рост расходов — на 7,1 процента в ноябре относительно предыдущего месяца. Но в разрезе года прибавка в ежедневных тратах оказалась ниже инфляции и составила лишь 1,8 процента. Только москвичи со средним доходом не спешат раскошеливаться. В ноябре их общие расходы даже сократились на 0,6 процента относительно октября. Но сравнению с прошлым ноябрем представители этой группы потратили на 4,5 процента больше. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Марина Красильникова, руководитель отдела изучения доходов и потребления "Левада-Центра": — Рост потребления в ноябре, я думаю, это всего лишь сезонное колебание. Если говорить о реальном потребительском буме, то он традиционно случится в декабре. Перед Новым годом, что ни говори, у большинства людей праздничное настроение, и, как следствие, они больше тратят, стремясь себя порадовать. К тому же у многих в декабре увеличиваются доходы. Кто-то получил годовую премию, кто-то повышенную зарплату. Этим пользуются продавцы товаров и услуг. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен