Инвестируйте в биткойн, даже если это мыльный пузырь
Ввиду того, что биткойн перевалил отметку в 10 тысяч долларов, а биржа Coinbase имеет больше счетов, чем брокерская компания Charles Schwab, озвучим несколько утешительных аргументов и советов для людей, которые потеряют много денег в случае краха этой системы. Сперва утешение: даже если это будут деньги на ветер, ваши инвестиции помогут сделать мир лучше. А теперь совет: есть способ получить прибыль даже от такой ситуации, поставив на технологии, лежащих в основе биткойна. Эта же логика применима и к другими убыточным проектам, такими как Tesla, Snap и Uber, которые теряют много инвесторских денег и в будущем потеряют еще больше. Инвестиции в эти проекты могут никогда не окупиться или окупятся только для тех, кто вовремя обналичит деньги, как, например, удачливые инвесторы в схеме Понци. Однако можно считать, что эти деньги инвестируются в важные достижения человечества и в прогресс на всех рынках. Так, обозреватель Techcrunch Джон Эванс пишет, что цель Tesla — не в том, чтобы обязательно зарабатывать деньги, а скорее в том, чтобы «проложить путь для массовых электромобилей, инфраструктуру для их поддержки, а также технологии батареи, которая не будет ограничиваться лишь машинами». Он проводит аналогию с тоннелем под Ла-Маншем между Великобританией и Францией, который стал катастрофой для частных инвесторов, однако чрезвычайно успешным как инфраструктурный проект. Миллиарды, вложенные городами в подготовку Олимпийских игр, тоже могут служить примером. Если бы не они, то жилье и спортивные сооружения для жителей города не были бы построены. Это похоже на социалистический аргумент: кому какое дело до того, что кучка богатеньких инвесторов потеряет маленькую часть своего безграничного богатства, если проекты, которые они финансируют, полезны для общества? Однако, по сути, здесь тоже работает рыночный, капиталистический механизм. Так, это конкурентноспособно и основано на концепции «цикла хайпа», которую использует Gartner Group, консалтинговая и исследовательская компания, расположенная в Стэмфорде, штат Коннектикут. Цикл описывает то, как вокруг перспективных технологий сначала поднимается хайп, затем они переходят от «пика завышенных ожиданий» до «пропасти разочарования», чтобы потом добраться до «склона просветления» и наконец до «плато производительности». Хайп может выглядеть глупо. Вариации на тему стадного инстинкта часто занимательны. Но хайп служит благой цели, а не только компаниям, которые получают от этого непосредственную пользу. Рассмотрим, например, Uber. Сама компания — это катастрофа. Она питается деньгами, производя один скандал за другим. Но если бы не миллиарды долларов, вложенные в нее инвесторами, таксистам во всем мире не пришлось бы с ней конкурировать. Большинство этих компаний сегодня использует приложения. Умный инвестор, ищущий возможности в сфере транспорта, может извлечь из этого выгоду, инвестируя, например, в «Яндекс», публичную компанию, которая поглотила российскую деятельность Uber, опередив ее. Хайп вокруг Uber также помог продвинуть автономные технологии вождения, и компании в этой области могут стать отличными побочными ставками в этой игре. В случае с Tesla уже не имеет значения, сможет ли Илон Маск выполнить свои многочисленные обещания. Даже если Tesla никогда не превратит свою Модель 3 в продукт массового рынка, она уже сделала достаточно для того, чтобы заинтересовать постоянных автопроизводителей в электромобилях. Если бы инвесторы не накормили печь Маска деньгами, General Motors, BMW, Nissan и другие компании не приложили бы усилий для создания прибыльного электротранспорта. Даже если Tesla потерпит неудачу, программы этих компаний, вероятно, останутся на плаву, и это делает их лучшими инвестиционными целями, чем они были бы без толчка Tesla. Или посмотрите на это дерзкое предложение из первоначального проспекта Snap: «В прошлом мы понесли операционные убытки, ожидается, что в будущем мы также понесем операционные убытки и, возможно, никогда не сможем достичь или поддерживать рентабельность». Компания живет в соответствии с этой позицией, и ее акции торгуются значительно ниже цены IPO. Но если бы не было хайпа вокруг Snap, Facebook не подражал бы его продукту в Instagram Stories и WhatsApp Status, которые быстро превзошли в популярности предложения Snapchat. Snap сделала Facebook лучше и способствовала быстрому росту его рыночной капитализации. От доллара, вложенного в Snap, когда цена на акцию достигала своего максимума в 27,09 долларов, теперь осталось лишь 48 центов, зато доллар, вложенный в Facebook в тот же день, теперь дает до 1,33 долларов. Это не совсем покрывает потерю, но, безусловно, делает гораздо более привлекательными инвестиции, способствующие развитию инноваций в отрасли. Можно было просто сделать ставку на Facebook, но рос бы он так быстро, если бы не было Snap? Конечно, биткойн может быть мыльным пузырем. Но, вызвав сенсационный рост стоимости электронного продукта в этом году, который нельзя использовать ни для чего, кроме спекуляции, биткойн-инвесторы повышают видимость технологии, стоящей за ним, заставляя большее количество людей работать над ее улучшением, делая ее модной и таким образом интересной для финансовых учреждений и правительств. Где-то за пределами не столь отдаленного горизонта сегодняшний хайп может вылиться в более дешевую и более удобную идентификационную технологию с разными степенями конфиденциальности, более дешевыми транзакциями, лучшими способами заключения контрактов. Чем больше денег вкладывается в биткойн, тем быстрее сглаживаются изъяны этих приложений и тем больше денег могут заработать инвесторы, поддерживая компании, которые их разрабатывают. Когда сжигаются деньги, они часто подогревают вселенную на градус-другой. Инвестиции в прогресс никогда не напрасны.