Американцы лишают Россию крупного рынка для вертолетов
Афганистан никак не определится – надо ли отказываться от закупки российских вертолетов в пользу американских? Однако шансы у России выиграть в этой борьбе невелики, ибо решает не Кабул, а деньги Вашингтона. А американцам явно надоело одной рукой душить Россию санкциями, а другой – кормить российскую оборонку. Насколько серьезный рынок теряет Россия?
В начале ноября минобороны Афганистана заявило, что им больше не нужны российские вертолеты, так как их военные перешли на вертолеты производства стран НАТО.
В четверг эту информацию в Кабуле опровергли. «Говоря о вертолетах Ми-17, политика Афганистана заключается в том, что мы сохраним российские вертолеты. И будем сохранять двойную систему: мы будем покупать и американские вертолеты для того, чтобы общие усилия по борьбе с терроризмом опирались на поддержку как российской, так и американской техники. Речь не идет о сотрудничестве с одной стороной в противоречие с другой», – сказал в Москве советник президента Афганистана по национальной безопасности Мохаммад Ханиф Атмар.
Однако стоит ли надеться российской оборонной промышленности на новые крупные контракты по Ми-17 со стороны Афганистана?
Предыдущие контракты на поставку Ми-17 для армии Афганистана были подписаны с Рособоронэкспортом в 2011–2013 годах. Всего в общей сложности Россия поставила 63 вертолета на 1,33 млрд долларов (в среднем 21 млн долларов за вертолет). Плюс РФ должна была обеспечивать машины запчастями и обучать обслуживающий персонал. Свои обязательства Россия выполнила еще в 2014 году. Это крайне крупная партия вертолетов, учитывая небольшую афганскую армию. Но самое удивительное – за российские вертолеты заплатил Пентагон, потому что денег на вооружение у Кабула просто нет.
Все это делалось под эгидой борьбы России и США с международным терроризмом. Но главное, что афганские военные были хорошо знакомы с российским вооружением, а значит, не требовалось как минимум дополнительных расходов на переобучение пилотов. Кроме того, российские вертолеты дешевле и технически лучше подготовлены для полетов в горном и жарком Афганистане, чем американские аналоги. «Невероятные» возможности Ми-17 признавали сами американские генералы.
Даже когда в 2015 году США ввели санкции против Рособоронэкспорта, Вашингтон ввел исключение для предприятий холдинга, обслуживающих и производящих запчасти для вертолетов Ми-17 в рядах ВВС Афганистана. Более того, глава «Вертолетов России» Андрей Богинский буквально в марте 2017 года говорил, что обсуждается возможность новых поставок российских вертолетов в Афганистан.
Однако рассчитывать на то, что Пентагон и дальше будет продолжать помогать российской оборонной промышленности заказами для Афганистана, было сложно.
«На новые аналогично крупные контракты, тем более за счет американцев, думаю, никто особо не рассчитывал, тем более что на эту тему спекулировали еще до санкций 2014 года. Многие в Сенате и Конгрессе США были недовольны, что деньги американских налогоплательщиков идут на покупку российских вертолетов», – считает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
Скорее всего, российские Ми-17 постепенно будут выведены и заменены на американские. Кабул может купить разве что еще несколько боевых Ми-35.
Причем спрос на вертолеты вырастет, потому что ВВС США хотят увеличить численность афганских ВВС с 8 тыс. до 12 тыс. человек. В итоге вместо 63 вертолетов в ближайшие пять лет потребности Кабула в вертолетах вырастут в два раза – 120 вертолетов вплоть до 2023 года. Такие данные приводит американское издание Defense News со ссылкой на американского бригадного генерала Филиппа Стюарта, возглавляющего командование ВВС США при авиационной миссии НАТО в Афганистане. По его данным, США и члены НАТО готовы потратить на это 7 млрд долларов в ближайшие шесть лет.
В 2014 году потребности Афганистана оценивались в 87 вертолетов, и тогда именно до такого уровня довели парк ВВС страны благодаря поставкам из РФ. Но вертолеты стареют и гибнут. Поэтому сейчас у ВВС Афганистана осталось уже 45 Ми-17 плюс четыре боевых Ми-35. То есть теоретически можно было ожидать заказа на 42 недостающих афганцам вертолета уже сейчас. Учитывая, что один вертолет может стоить 21 млн долларов, речь идет о контракте на 890 млн долларов.
Однако у США иные планы. По данным Defense News, они хотят полностью заменить вертолеты российского производства на американские вертолеты Sikorsky UH-60 Black Нawk (а также многоцелевой ударный вертолет MD-530F Cayuse Warrior). К 2021 году российские Ми-17 должны быть сняты с вооружения полностью.
Параллельно США будут поставлять собственные вертолеты UH-60 по две штуки в месяц в течение пяти лет, или 120 штук в общей сложности. Это значит, что каждый год ВВС Афганистана будет терять 10–15 российских вертолетов, но получать в обмен 24 американских.
Почему же Пентагон вдруг передумал и решил заменить Ми-17 на американские вертолеты? Во-первых, одной рукой давить Россию санкциями, а другой – кормить ее оборонную промышленность политически выглядит странно. Во-вторых, американцы нашли возможность сильно при этом не потратиться. Афганистану они будут передавать не новые вертолеты, а выпуска 1980-х годов, которые выводят из состава армейской авиации США. Плюс у США на руках окажутся российские вертолеты, которые можно либо перепродать на вторичном рынке, либо подарить союзникам.
Если эта информация станет реальностью, то Россия понесет потенциальные убытки.
«В масштабе 10 лет сумма, которая будет потрачена на поставку вертолетов в Афганистан, может превысить 1 млрд долларов. Данную сумму можно расценивать как возможную недополученную прибыль российской вертолетной отрасли»,
– говорил Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий (АСТ). А при увеличении численности ВВС Афганистана и росте потребности с 87 до 120 вертолетов речь могла бы идти о еще большей сумме.
«Афганистан не самостоятельно принимает решения касательно вооружения, поэтому отказ от российских вертолетов можно считать извращенными антироссийскими санкциями со стороны США», – считает Пухов.
Россия также потеряет рынок обслуживания и ремонта этих вертолетов. Но самое главное, если план по замене российских вертолетов американскими заработает, то каждый год на вторичный рынок будут выбрасываться по 10–15 вертолетов Ми-17. «Попадание на вторичный рынок навредит тем, что снизит спрос на новые производимые вертолеты», – говорит Фролов.
А это уже неприятная новость для Казанского вертолетного завода, который из-за нехватки заказов переживает в последние несколько лет и так не лучшие времена. Слухи об уходе завода на четырехдневную работу и большом сокращении персонала появились еще в прошлом году. И на фоне выполнения крупных заказов от Индии на 151 вертолет и от США на 63 машины для афганских ВВС это было вполне обоснованно. Если всего пару лет назад завод ежегодно выпускал по 100 машин, то и в 2016-м, и в 2017 годах – не более 70 вертолетов. В первом полугодии 2017 года КВЗ нарастил чистый убыток в полтора раза (до 1,27 млрд рублей), выручка упала почти в два раза (до 6,9 млрд рублей), валовая прибыль сократилась в пять раз (до 1,2 млрд рублей).
Однако на заводе уверены, что скоро – через год-два – смогут выйти из кризиса, причем потеря афганского рынка тут вообще не важна. Спасут активный вывод на рынок нового легкого двухдвигательного вертолета «Ансат», а также появление на рынке Ми-38. «С выходом Ми-38 у нас появляется широкая линейка, это вселяет уверенность: при срыве заказов на один вид продуктов будут появляться заказы на другой вид, и риски у нас уменьшатся», – говорил гендиректор предприятия Вадим Лигай в октябре.