Ажиотажный интерес к квартирам-студиям может смениться обвалом цен
Несколько лет подряд застройщики выводили на рынок Москвы и Подмосковья небольшие квартиры-студии, предназначенные в основном для проживания одного-двух человек. Среди покупателей небольших студий можно выделить четыре категории: молодые люди или семейные пары без детей; родители, покупающие квартиры для детей-студентов; люди в возрасте до 35 лет, в том числе бизнесмены, покупающие "квартиру для пиджака"; инвесторы, планирующие заниматься арендным бизнесом, рассказали в "Метриум-групп". Как правило, квартира без перегородок между кухней и комнатой, небольшим метражом - 20-25 "квадратов". Причем, если изначально студии воспринимались как скромное жилье эконом-класса, то сегодня можно купить квартиру-студию с панорамными балконами или трехметровыми потолками по той же цене. "Малогабаритные квартиры по-прежнему являются одним из самых востребованных форматов на рынке недвижимости. Объем предложения малогабаритного жилья в 2015-2016 гг вырос в 4 раза. По итогам первого квартала 2017 года спрос на малогабаритные квартиры в Подмосковье вырос на 46%", - рассказала директора по информационной политике Urban Group Яна Максимова. За первые три квартала этого года в Московском регионе было продано 10 тысяч квартир-студий. Основной объем пришелся на Подмосковье, здесь было распродано 6 тысяч лотов. А наибольший годовой прирост произошел в Новой Москве: доля продаж выросла с 8 до 13%, рассказал ведущий аналитик ЦИАН Александр Пыпин. Популярность студий аналитики связывают с несколькими факторами. Во-первых, это доступная цена. В этом году можно было найти студию за 2,5 млн. рублей в пределах старых границ Москвы, что является рекордно низким показателем. При этом студии можно назвать одним из самых устойчивых по цене активов за счет их востребованности, уверены эксперты Urban Group. Несмотря на свою доступность относительно квартир, студии уже показали динамику в цене. "Сегодня средняя стоимость квартиры-студии в массовом сегменте по итогам сентября 2017 года составила 4,9 млн. рублей, что на 12% больше, чем в сентябре 2015 года. В годовой динамике рост составил 16,6%", - рассказала управляющий партнер "Метриум Групп", участник партнерской группы CBRE Мария Литинецкая. По ее словам, у студий самый стремительный ценовой рост: 16,6% против 2,2% на "однушки" и 1,1% на "двушки", что еще раз подтверждает их востребованность. Вторая причина покупательского интереса к студиям - инвестиционная идея, основанная на аренде. Обычно покупателями в таком случае выступают инвесторы в возрасте 36-45 лет, как правило, это руководители или владельцы бизнеса. "Помимо покупки для молодых семей, студии приобретают и для сдачи в аренду, так как арендаторы менее требовательны к качеству жилья. При хорошем местоположении доходность студии может составлять 6%-8% годовых, что выше чем в среднем по рынку, при этом затраты на квартплату и налоги за счет меньшей стоимости меньшей площади ниже", - отметил ведущий аналитик ЦИАН. Однако по мере насыщения рынка этим форматом конкуренция будет расти, а доходность снижаться, полагает эксперт. Но в целом интерес к квартирам-студиям сохранится, а в среднесрочной перспективе спрос на них будет расти, считают эксперты. Но девелоперы будут вести себя осторожно и вводить студии на рынок постепенно из-за существующего переизбытка предложения. "Отказаться от формата тоже вряд ли кто-то решится, поскольку именно студии позволяют охватить категорию покупателей, выбирающих самое доступное столичное жилье в бюджете порядка четырех миллионов рублей", - заключила Литинецкая.