Пенсионные деньги пустят в рост
ЦБ готов дать облегченный доступ к пенсионным деньгам небольшим компаниям, разместившим ценные бумаги в новом сегменте Московской биржи — «Секторе роста». Для этого потребуются внятные критерии оценки качества эмитентов сектора и их бумаг, а также готовность небольших компаний к затратам на такие процедуры. В пенсионных фондах к перспективам вложения средств в бумаги компаний МСБ относятся сдержанно.
ЦБ намерен предоставить эмитентам — представителям малого и среднего бизнеса (МСБ) — облегченный доступ к пенсионным средствам, заявил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута. По его словам, покупка таких бумаг со стороны негосударственных пенсионных фондов (НПФ) будет возможна при наличии дополнительных требований к раскрытию информации со стороны биржи и повышении прозрачности эмитентов. Речь идет о компаниях, чьи акции и облигации обращаются в «Секторе роста».
«Сектор роста» создан летом 2017 года для публичного обращения бумаг МСП, работающих на рынке не менее года, с выручкой за последний год не менее 10 млрд руб., уровнем free float не менее 10% (для акций второго уровня листинга).
Первое публичное размещение акций в «Секторе роста» (IPO ПАО «Глобалтрак Менеджмент») состоялось 3 ноября 2017 года. В нем также торгуются акции ПАО «ЧЗПСН-Профнастил» и биржевые облигации компаний «Обувьрус» и «Полипласт». По словам главного исполнительного директора «БКС Глобал Маркетс» (являлся главным андеррайтером размещения «Глобалтрак Менеджмент») Романа Лохова, инвестбанковское сообщество совместно с биржей и ЦБ разрабатывает предложения по критериям оценки компаний средней капитализации, к инвестициям в которые могли бы получить доступ институциональные инвесторы.
Сами же потенциальные инвесторы оценивают инициативу сдержанно. По словам собеседников “Ъ”, наиболее вероятно, что критерии допуска к инвестированию средств пенсионных накоплений в «Сектор роста» будут аналогичны тем, что действуют для вложений в ценные бумаги «РИИ-Прайм» (рынок инноваций и инвестиций). Для НПФ такие активы были отнесены к высокорисковым, их доля в портфеле накоплений ограничена 10% (см. “Ъ” от 22 февраля). Пока значительной активности в этом сегменте не наблюдается ни со стороны эмитентов (в секторе обращаются акции и облигации всего двух компаний), ни со стороны НПФ. По мнению директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрия Ногина, вложения в высокорисковые и, по сути, венчурные проекты не отвечают основной задаче НПФ — обеспечению безусловной сохранности пенсионных накоплений и резервов. «Сейчас основная задача многих фондов — замещение высокорисковых и низколиквидных вложений, на рост таких активов у игроков нет ни лимитов, ни средств»,— указывает он.
Впрочем, по словам руководителя инвестиционного отдела «НПФ Согласие» Ивана Нечаева, возможность инвестирования в инструменты малого и среднего бизнеса отвечает задаче лучшей диверсификации портфелей фондов и в перспективе увеличения доходности при выполнении ряда условий. «Необходимы критерии обеспечения прозрачности таких компаний. У НПФ должна быть возможность провести оценку финансового состояния эмитента, сравнить с компаниями-аналогами»,— пояснил он. По словам гендиректора НПФ ВТБ Пенсионный фонд Ларисы Горчаковской, фонд готов рассматривать такие ценные бумаги в качестве инструментов для инвестиций, «но лишь в случае присвоения им рейтингов». «Мы готовы инвестировать в сектор только в том случае, если у компаний будут соответствующие параметры по риску и доходности, а ценные бумаги будут акцептованы регулятором»,— подчеркивает и начальник инвестиционного управления НПФ «Сафмар» Андрей Есин. «Однако для МСП получение рейтингов, формирование аудиторской отчетности, в том числе по стандартам МСФО, выпуск облигации — это дорогостоящие процедуры,— говорит гендиректор НПФ “Будущее” Николай Сидоров.— На данный момент мы не ожидаем большого числа компаний, которым это будет интересно».
Впрочем, инвестбанки уже разрабатывают систему мер поддержки эмитентов, которую намерены предложить на рассмотрение регулятору. «Это определенные налоговые льготы, привлечение якорных инвесторов, спонсирование купонов, аудита и процедур рейтингования»,— пояснил Роман Лохов.