Минэнерго: снижения цены на бензин Аи-92 до ноября не ждите
АСТАНА, 17 окт — Sputnik. Министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев во вторник на заседании правительства заявил об устранении дефицита бензина марки Аи-92 на внутреннем рынке страны, одновременно дав понять, что до середины ноября месяца стабилизировать цену на него не удастся. В Казахстане с конца сентября наблюдается дефицит самого ходового моторного топлива с одновременным ростом цены на него со 148 тенге за литр до 157 тенге за литр. Это — цены розничной сети национальной компании "КазМунайГаз", занимающей 15 % рынка розницы ГСМ и являющейся "якорной" для небольших отклонений от этой цены вверх и вниз других крупных сетей. Дефицит объясняется остановкой на ремонт Павлодарского нефтехимического завода в октябре — изначально он должен был ремонтироваться летом, но поставщики оборудования задержали поставки. Поэтому завод был вынужден выходить на ремонт осенью, сразу после Атырауского НПЗ, который не успел толком набрать обороты: одновременно из-за резкого повышения цен на Аи-92 в России, "иссякли" импортные ручейки в Казахстан и оттуда. Все это привело к нехватке запасов Аи-92 на фоне увеличившегося его внутреннего потребления — по данным министерства энергетики, в октябре внутреннему рынку требовалось 290 тысяч тонн этого вида топлива. В результате ряд сетей, в том числе — и КМГ, начало реализовывать этот вид ГСМ по талонам, а руководство страны и правительства уволило вице-министра энергетики Асета Магауова и зампреда правления КМГ Данияра Берлибаева. Министру энергетики Канату Бозумбаеву и председателю правления КМГ Сауату Мынбаеву были объявлены выговоры — и к 17 октября Бозумбаев, выговор которому президент страны Нурсултан Назарбаев приравнял к увольнению, заявил о стабилизации ситуации с дефицитом. Подчеркнув при этом на заседании правительства, что ценовая стабилизация — это тема отдельного разговора. Без импорта российской стоимости — никуда Понятно, что Минэнерго старается максимально задействовать внутренние резервы, но против законов физики не попрешь: на набирающем обороты после сентябрьского ремонта АНПЗ производство увеличено до 35 тысяч тонн в месяц. Но на полноценные объемы этот завод выйдет только к концу октября. В отсутствии в строю ПНХЗ, таким образом, основная нагрузка сейчас падает на Шымкентский НПЗ, загрузка которого нефтью увеличена с 360 тысяч тонн до 490 тысяч тонн, а сам завод переориентирован на производство "девяносто второго" в ущерб другим видам топлива. Но этого все равно не хватает для того, чтобы закрыть существующий разрыв здесь и сейчас. И поэтому основной упор в затыкании дыр сделан на импорт российского бензина. "От министерства энергетики России, от руководства компаний "РосНефть" и "ГазПромНефть" получено подтверждение на отгрузку более 100 тысяч тонн АИ-92 с российских НПЗ, — сообщил казахстанский министр на заседании кабмина. — Из них уже до конца недели будет отгружено около 50 тысяч тонн. Остальные объемы зайдут до конца месяца. Уже на вчерашний вечер импортировано 34,6 тысячи бензина АИ-92, за прошедшие выходные завезено более 10 тысяч тонн", — добавил он. В итоге совокупные остатки АИ-92 на сегодняшний день в стране составили 127 тысяч тонн, что на десять тысяч тонн больше, чем в конце прошлой недели. По оценке Бозумбаева, эти объемы позволяют гарантировать 13 дней обеспечения этим видом топлива рынка без перебоев в реализации. "На сегодня практически нет регионов с ограничением реализации Аи-92, имею в виду прежде всего на крупных сетях. На двух сетях еще осталась реализация по талонам, думаю, эти сети перейдут на свободную продажу в течение ближайших дней", — добавил Бозумбаев, имея в виду сети Акмолинской и Южно-Казахстанской областей. Без ПНХЗ цена не стабилизируется Цена же бензина этой марки, которая, по оценке специалистов КМГ, будет неизбежно расти в том случае, если российские поставки будут продолжать превалировать над казахстанскими, будет колебаться как минимум до середины ноября. Поскольку уменьшение российской доли на рынке возможно только после введения в строй ПНХЗ — а это случится только в конце октября. "На прошлой неделе я направил комиссию для проведения аудита по состоянию работ по завершению модернизации НПЗ. Все работы по Павлодарскому НПЗ ведутся согласно графику, запуск завода планируется 26 октября. До конца октября завод планирует переработать 65 тысяч тонн нефти и отгружать по 2,5 тысячи тонн бензина АИ-92 в сутки", — сказал Бозумбаев. Пока же павлодарский завод не заработает, и пока его поставки не начнут "выжимать" российский бензин с рынка (а это произойдет не одномоментно, а как минимум недели через две-три после запуска), цена Аи-92 в Казахстане будет привязана к российским колебаниям. И потому до середины ноября она как минимум не снизиться, а вот увеличиться может вполне. Пойдет ли она вниз после запуска ПНХЗ? Ответа на этот вопрос никто сейчас дать не решится.