Индийские программисты удаленно обеспечивают кибербезопасность по всему миру
Если верить статистике, то экономика самой густонаселенной страны в мире растет не по дням, а по часам. И стрелки этих часов неумолимо отсчитывают оставшееся время до того, как Индия станет третьей экономикой мира по объему ВВП с 7,3 триллиона долларов, потеснив Германию с Японией и пристроившись к США и Китаю. По некоторым прогнозам, ожидается, что в "тройку первых" Дели войдет уже через пять лет. А к 2047 году, когда будет праздноваться столетие независимости, премьер-министр Нарендра Моди обещает реализовать программу "Виксит Бхарат" и сделать страну во всех отношениях "развитым государством".
Экономические амбиции, тем более если они основаны на прочном фундаменте, - это, конечно, хорошо. Но как бурный рост сочетается с, кажется, застывшей в пространстве и времени, патриархальной кастовой Индией? C ее вечными коровами и бродячими собаками на улицах городов. С попрошайками и бездомными под мостами. И самыми крупными в Азии трущобами, где живут миллионы людей. Как на самом деле развивается индийская инфраструктура? Что происходит с распределением доходов в индийском обществе?
Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, корреспонденты "РГ", побывав в Дели, выдвинулись во второй крупнейший город Индии - Мумбаи.
Драйверы экономического чуда
Столица штата Махараштра встречает всяк приезжего вечными пробками на перегруженных дорогах. Добраться из одного конца мегаполиса в другой - оторви и выкинь несколько часов из жизни. Правда, недавно было еще хуже: лишь в марте прошлого года здесь открыли прибрежную 10-километровую автостраду, связавшую центральную и историческую части города и значительно разгрузившую трафик. Этот многополосный хайвей обошелся властям в 1,6 миллиарда долларов. А открытый при участии премьер-министра Моди в прошлом месяце новенький мумбайский международный аэропорт Navi потянул почти на два миллиарда.

В современной Индии денег на инфраструктуру не жалеют: новые дороги, мосты, авиагавани и морские порты появляются по всей стране. От высокогорного гималайского Кашмира, где минувшим летом премьер открыл самый высокий железнодорожный мост в мире, до другого новенького моста, дотянувшегося почти до самой Шри-Ланки.
Считается, что реализация стратегии модернизации национальной транспортно-логистической сети и создания "коннективити" (взаимосвязанности) на всем полуострове Индостан является одним из ключей к экономическому рывку.
В 28-миллионном Мумбаи, где линия горизонта из частокола небоскребов сильно напоминает Нью-Йорк, а историческая часть города своей викторианской архитектурой очень похожа на Лондон, день и ночь бурлит жизнь. У знаменитого отеля "Тадж-Махал", подвергшегося в 2008 году атаке террористов, - толпы туристов. Девяносто пять из ста человек - индийцы. Длинная набережная Марина-драйв также забита людьми. Рестораны ломятся от посетителей. Магазины - на любой вкус и цвет.

Индия - не только первая по числу населения, это одна из самых молодых стран мира, со средним возрастом граждан около двадцати девяти лет. А наличие полумиллиона представителей среднего класса - это гарантия качественного и устойчивого потребительского спроса. Значит, демография и рост внутреннего потребления - еще один драйвер индийского экономического чуда после инвестиций в развитие инфраструктуры.
Взрывающий мозг парадокс заключается в том, что современное экономическое "чудо" спокойно сосуществует с традиционной, патриархальной жизнью. С ее неповторимыми контрастами, цветами и запахами.
Миллиардеры и трущобы
Мы выезжаем из дорогущего мумбайского района Поваи - настоявшего оазиса чистоты и роскоши, который мало чем отличается от Дубая. Теперь путь лежит в другой современный деловой район BКC (Bandra Kurla Complex). Спускаемся по эскалатору на свежепостроенную станцию метро - и попадаем в царство технологичной современности. Суббота. Видимо, поэтому на перроне совсем мало людей, а интервалы движения поездов - восемь минут и более.
Наверху - здания из стекла и бетона с ультрасовременными конвент-центрами, молами и залитыми светодиодными огнями торговыми плазами. Все это богатство принадлежит группе компаний Reliance Industries и Jio и их хозяину - мультимиллиардеру Мукешу Амбани. Он самый богатый человек в Индии, с состоянием (если верить интернету) в 105 миллиардов долларов.

Но это Индия. От фешенебельного BКC до другого знаменитого мумбайского района Дхарави по прямой - чуть более полутора километров. Однако разница между двумя соседними кварталами - как между землей и небом. Дхарави - крупнейший во всей Азии район трущоб, где на площади в 2,4 квадратного километра в обветшалых лачугах и хибарах ютятся - только вдумайтесь - миллион человек! Многие из них не имеют доступа к самым элементарным благам цивилизации.
Давайте заглянем внутрь Дхарави, пройдем по тесным, в полтора метра шириной, улочкам, поговорим с местными обитателями. Странно, но, кажется, если не все они, то подавляющее большинство вовсе не выглядят несчастными и совсем не расположены жаловаться на свою участь. Ну ладно, дети: они везде одинаковы жизнерадостны и полны оптимизма. Однако и пожилые жители трущоб совсем не похожи на оборванцев.
- Большая ошибка - считать все поголовно население индийских трущоб несчастным, - подтвердила в разговоре с нами Анна Роговская, житель Индии с семнадцатилетним стажем. - Обитатели Дхарави не платят за электричество, за воду, а правительство, особенно в периоды выборных кампаний, не скупится для этих людей на субсидии, бесплатную еду и всякие льготы. Кроме того, представителям нижних каст предоставляют различные квоты на получение образования и поступление на госслужбу.
В прошлом году другой индийский олигарх Гаутам Адани (состояние - 69 миллиардов долларов) вместе с предприятием под названием "Управление по восстановлению трущоб Мумбаи" порывался произвести "реконструкцию" Дхарави. Другими словами - все снести и всех расселить. Впрочем, воз и ныне там, а жители трущоб, которые, согласно имеющейся статистике, в среднем существуют на жалкие пятьсот-шестьсот долларов в год, положили на такие планы… горшок. Глиняный, разумеется.
В этом заключается другое открытие, связанное с местным экономическим чудом. Объем теневой экономики района трущоб, по самым скромным оценкам, составляет миллиард (!) долларов в год. Здесь вручную производят различную посуду из глины и стекла, кожаные изделия, шьют одежду под всемирно известными брендами, пекут хлеб, оказывают различные бытовые услуги - от стрижки до массажа, торгуют всем подряд. Дхарави удерживает первое место по уровню производственных затрат - они здесь самые низкие в мире.
Дхарави - крупнейший во всей Азии район трущоб, где на ограниченной площади ютится миллион человек!
Если отважитесь прогуляться по узким извилистым улочкам, то загляните в окна: шьют, ткут, пекут, стригут, ремонтируют… Все чем-то заняты. Не случайно именно здесь многие азиатские компании размещают свои заказы. Правда, платят ли местные умельцы налоги - этот вопрос для нас остался открытым.
Другая историческая достопримечательность Мумбаи - Махалакшми Дхоби-Гхат, квартал, где расположена самая большая в мире прачечная. Она находится прямо под открытым небом, на фоне небоскребов, что очень удобно для туристов, которые наблюдают за никогда не прекращающимся процессом стирки со смотровой площадки. В этом предприятии бытового обслуживания тоже все не как у людей: вместо стирального порошка используют "мыльный орех", а белье в ходе стирки с силой бьют о камень - так, говорят, надежнее. Персонал этой прачечной вместе с детьми составляет десять тысяч человек, все они из касты неприкасаемых и поколение за поколением обречены работать именно здесь.
Моди на слоне
Мумбаи вместе с промышленно развитым штатом Махараштра генерирует почти 15 процентов ВВП Индии, или 600 миллиардов долларов в год. Это, на минуточку, в десять раз больше, чем годовой бюджет соседнего Пакистана. С последним у Индии серьезные проблемы еще с 1947 года - времени, когда бывшая британская колония была поделена на два независимых государства. C тех пор соседи трижды воевали друг с другом, а последняя крупная эскалация произошла в мае.
Но сегодня Индия последовательно избавляется от фантомных болей колониального прошлого. Делает акцент на развитии национальной самобытности, реализует политику "Атманирбхар Бхарат" (в переводе с хинди - "самодостаточная Индия").

Последние одиннадцать лет поступательным движением индийского слона вперед управляет 75-летний премьер Нарендра Моди - лидер правящей в Индии политической силы "Бхаратия джаната парти". Именно с ним связывают многие достижения страны в экономике, новых технологиях, социальной сфере.
При Моди средний доход на душу огромного населения Индии увеличился с 1500 до почти 2800 долларов. До развитых стран со средним аналогичным показателем в 14 тысяч долларов - пока еще как до звезд. К тому же все еще сохраняется поражающее финансовое неравенство, имеется огромное расслоение в обществе по уровню благосостояния, и далеко не до конца решены проблемы с развитием инфраструктуры. Тем не менее правительство Моди намерено и впредь идти тем же курсом. По словам министра торговли и промышленности Пиюша Гояла, за последние 12 лет удалось вытянуть из нищеты 250 миллионов малообеспеченных граждан.
- Так получится у вас стать третьей экономикой мира или нет? - такой вопрос мы задали члену нижней палаты парламента Индии (Лок Сабхи) Кирти Азаду, предварительно рассказав ему о том, какие удивительные контрасты и курьезы нам удалось повидать.

- Вопрос не в том, станет ли Индия третьей крупнейшей экономикой мира, а в том, что это изменит для ее граждан, - осторожно ответил нам депутат. - Всего один процент населения нашей страны владеет половиной всех национальных богатств Индии. При этом сотни миллионов людей живут на правительственные субсидии, которых им хватает лишь на еду. Все как всегда: богатые богатеют, а бедные беднеют. Обещания правительства создавать по двадцать миллионов рабочих мест ежегодно или построить сто умных городов в течение пяти лет остаются лишь обещаниями.
Разумеется, Индия станет третьей экономикой мира в абсолютных числах. Но если это ничего не изменит для большинства простых граждан, то какой в этом смысл?
Где находится цифровой инкубатор
Еще одна точка роста высокотехнологичной современной Индии расположена в местной "силиконовой долине". Город Бангалор - третий по числу населения, здесь проживают 18 миллионов человек. От Мумбаи это почти полторы тысячи километров к югу. Но - удивительное дело: климат здесь значительно мягче, с наступлением темноты температура опускается до плюс двадцати, что редкость для Индии. Не случайно Бангалор еще в начале прошлого века англичане облюбовали как дачное место, понастроили много прекрасных парков, полей для гольфа, площадок для крикета, теннисных кортов. По качеству жизни Бангалор занимает первое место среди всех индийских городов.
И аэропорт здесь необычен: под потолком и на стенах растут деревья, пассажиры проходят мимо настоящих водопадов и диковинных зарослей. Ворота в "силиконовую долину" вполне соответствуют тем инновационным технологиям, над которыми трудятся сотни тысяч специалистов. Электричество в воздушной гавани - исключительно от солнечных батарей, и никаких тебе выбросов в атмосферу углекислого газа.

Однако не стоит расслабляться, ведь это Индия. За пределами аэропорта вас будут ждать те же напрочь забитые пробками узкие и перегруженные дороги и полное отсутствие возможности добраться к месту встречи в запланированные сроки.
Тем не менее именно здесь, в столице южного штата Карнатака, создается цифровое будущее южноазиатской республики. Отсюда индийские программисты удаленно оказывают техподдержку клиентам во всех уголках мира, обеспечивают их кибербезопасность. Здесь в отдельном IT-хабе с характерным названием Electronic City открыли свои офисы и плотно обосновались подразделения крупнейших индийских и западных хайтек-гигантов.
Бангалор превратился в настоящий инкубатор международного IT-аутсорсинга по банальной причине: написать программный код у индийских разработчиков стоит в несколько раз дешевле, чем в США. Так, индиец - младший разработчик программных продуктов получает от 60 тысяч рупий в месяц (650 долларов). В США никто не сядет писать программу менее чем за несколько тысяч баксов.
Что собой представляет обычный индийский IT-стартап? Каковы перспективы развития и проблемы "цифровой Индии"? Почему, имея необходимые компетенции, страна, в отличие от соседнего Китая, пока так и не смогла создать собственный поисковик, мессенджер или платформу с искусственным интеллектом (ИИ)? Все эти вопросы мы задали Сураджу Абишеку, основателю и руководителю небольшой компании VectorStack. Побывав в ее офисе, корреспонденты "РГ" воочию понаблюдали за тем, как шесть десятков молодых индийских программистов, раскидав свои рюкзаки по столам, усиленно стучат по клавиатурам.

Сурадж Абишек начинал свой цифровой бизнес восемь лет назад в обычной квартире вместе с парой друзей, вложив все собственные накопления - около тридцати тысяч долларов. Теперь вышел на миллионные прибыли, открыл офисы в Дубае и Бахрейне. В прошлом году создал отдел, который занимается искусственным интеллектом.
Что касается отставания от Китая, то наш собеседник не считает его критичным:
- У соседей другая ситуация: там власти директивно приказывают использовать только китайские программы. Они давно изолировали свой цифровой рынок от внешнего мира, что дало возможность создать собственную IT-экосистему и контролировать ее. Кроме того, китайцы, надо признать, гораздо более дисциплинированы в достижении своих целей. Индия идет другим путем. Здесь люди сами выбирают, какой цифровой продукт использовать.

Изначально наших англоговорящих специалистов использовали на Западе в качестве дешевой технической поддержки. Затем - как опять-таки дешевых IT-разработчиков на аутсорсинге. Но мы многому научились за прошедшие годы и последовательно идем вперед. Правительство в ходе реализации программы Digital India помогает нашим разработчикам. Например, все наши государственные службы уже перешли на использование индийской электронной почты. Думаю, что со временем мы представим и нашу индийскую платформу искусственного интеллекта. Для этого у нас есть главное - базы данных и огромные накопленные объемы информации.
Помня о том, какие невероятные страсти кипят сегодня вокруг ИИ, его возможностей и тех рисков, которые с ним связаны, мы спросили м-ра Абишека: не заменит ли вскоре искусственный интеллект всех этих молодых разработчиков, не научится ли он быстрее, эффективнее и гораздо дешевле писать программные коды?
- Такая вероятность есть. Это серьезный вызов для индийского IT-сектора с его нынешними кадровыми ресурсами. ИИ действительно может вытеснить специалистов начального и среднего уровня, которые только пришли из колледжей и которых у нас большинство. При этом нейросеть никогда не заменит те тридцать процентов старших софт-инженеров, которые обладают продвинутыми компетенциями и знаниями, что позволяет им делать по-настоящему качественный продукт.
- Что еще сдерживает развитие цифровой трансформации Индии?
- Нашим стартапам не хватает ресурсов на развитие цифровой инфраструктуры. Тот же ИИ для своих поисковых систем требует гигантских инвестиций - это сотни миллиардов, а может быть, и триллионы долларов. Даже американский Amazon уже не справляется с энергообеспечением и охлаждением своих гигантских дата-центров и задумывается о ядерных источниках энергии под эти цели. В Индии с ее ограниченными энергоресурсами до этого пока еще очень далеко.
Покидая Бангалор, мы еще раз сверились со статистикой. Цифры впечатляют. Уже сейчас объем IT-рынка оценивается в 300 миллиардов долларов в год. Индийская Tata Consultancy Services - самая большая компания в мире в области информационных технологий со штатом в 600 тысяч человек - давно стала транснациональной и предоставляет цифровые услуги по всему миру. Разработка софта, облачных сервисов и различных цифровых продуктов дает южноазиатской республике до девяти процентов ВВП.
И еще один факт, что называется, на десерт: на днях правительство запустило бесплатный национальный курс по искусственному интеллекту. Программа предполагает массовое обучение и подготовку десяти миллионов (!) человек. Очередной шаг к формированию крупнейшей в мире инфраструктуры цифровых компетенций.
