Дождется ли Чита газа и чистого воздуха?

Перезапуск концессии

Проблема с вредными выбросами, достаточно болезненная для столицы Забайкальского края, существует многие годы. Поэтому включение города в федеральную программу «Чистый воздух» давало определенную надежду на улучшение экологии. В частности, предполагалось газифицировать более 13 тыс. частных домовладений Читы, что сократило бы выбросы от отопления углем на 20%.

С целью газификации несколько лет назад было заключено концессионное соглашение с ООО «Аврорагаз» (на тот момент компания принадлежала Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации; ВАНК). Концессионер должен был построить более 500 км внутригородских газопроводов, а также систему приема, хранения и регазификации (СПХР), которая принимала бы привозной сжиженный природный газ с дальнейшей его заадресацией в местную газораспределительную сеть.

Однако в ходе проекта произошла смена собственников компании-концессионера, о чем в известность не был поставлен регион. Пошла череда уголовных дел о превышении должностных полномочий, халатности и мошенничестве при газификации. В частности, под арестом оказался руководитель ВАНК.

Сроки перехода частного сектора Читы с печного отопления на газ сдвинули с 2024-го на конец 2025 года. Но стало понятно, что и эта дата не осуществима: «Аврорагаз», не достроив сети газоснабжения, свернул свою деятельность.

Сначала новый собственник компании стал проводить аудит построенной инфраструктуры, приостановив стройку, рассказал заместитель председателя правительства Забайкальского края Алексей Гончаров. Под давлением Минприроды РФ (под эгидой этого ведомства реализуется программа «Чистый воздух») и региональных властей концессионер возобновил проект.

мог в Чите. Изображение сгенерировано нейросетью Perplexity на основе промпта EastRussia

«Все это время в соответствии с концессионным соглашением он обязан был привлечь финансирование на строительство СПХР, но этого сделать не смог. Не то, чтобы он не хотел, у него не получилось, потому что во всех кредитных организациях дали отказ, денежных средств привлечь не смогли. И в мае 2025 года окончательно были остановлены работы», – пояснил зампред правительства.

Регион решил завершить историю самостоятельно. «Никто, ни Минэнерго, ни «Газпром», ни «Новатэк» не откликнулся, не помог принять участие в этом проекте», – подчеркнул Алексей Гончаров.

В октябре текущего года утвержден новый концессионер – ООО «Региональная энергетическая компания Забайкальского края». Регионом представлена Министерству природных ресурсов и экологии РФ новая дорожная карта по проекту. В соответствии с ней газ в дома Читы должен поступить в отопительный сезон 2027-2028 года.

В свою очередь Минприроды потребовало от краевых властей нового экономического обоснования газификации с пониманием того, сколько необходимо привлечь внебюджетных инвестиций и средств региона на завершение работ, а также какова будет цена газа и размер составляющей, которую бюджет Забайкалья будет ежегодно субсидировать. От края поступил запрос на федеральное финансирование в размере 2,6 млрд руб. на ближайшие два года, но этот вопрос будет решен только после уточнения внебюджетного и регионального источников, озвучил позицию министерства на штабе по газификации замглавы Минприроды России Максим Корольков.

Стоит сказать, что за время реализации проекта в создание инфраструктуры было направлено почти 5 млрд руб. из федеральной казны. Еще 1,5 млрд руб. пошло из регионального бюджета на внутридомовое оборудование (финансирование осуществлялось за рамками договора концессии).

Кто трубе хозяин?

К настоящему времени в Чите по проекту построено 80% газораспределительных сетей. Правда, возник вопрос с качеством строительных работ, проведенных еще на первом этапе концессии.

«Коллеги-сенаторы от Забайкальского края подготовили обращение, что газораспределительные сети построены с нарушениями, и требуют большой экспертной работы по определению возможности их эксплуатировать», – проинформировал член комитета Совета Федерации по экономической политике Михаил Борщев.

Аудит выполненных работ в настоящее время организовала «Региональная энергетическая компания Забайкальского края», по итогам чего будет подготовлен дальнейший план действий (при этом продолжается строительство новых участков сети).

«Там было очень много нарушений. Все эти нарушения зафиксированы, они устранялись по пунктам – это касается первого этапа. Что касается второго, там ситуация лучше, потому что технический персонал был более квалифицированный и это был совсем другой контроль, другой технический заказчик», – отметил Алексей Гончаров.

Тематическое фото. Источник: EastRussia

Также не ясна ситуация с балансовой принадлежностью инфраструктуры, созданной предыдущим концессионером. Переоформить принадлежность ранее построенных газопроводов, пожалуй, реалистично в рамках процедуры банкротства, говорит Михаил Борщев, но на это могут уйти годы. Однако сети находятся на балансе не у бывшего концессионера, а у подрядных организаций, уточнили в правительстве Забайкалья, что должно облегчить данный путь.

Наиболее насущный сейчас вопрос – определение поставщика сжиженного газа, имеющего достаточный объем сырья, что гарантирует полноту поставки, и продуманную логистику.

Газ до края

Еще первый концессионер предполагал, что источником для автономной газификации Читы станет малотоннажный СПГ-завод близ Владивостока на территории ТОР «Надеждинская». Затем от этой идеи отказались. Поставки также планировались из Якутии: было заключено рамочное соглашение, но его так и не подкрепили сделкой, в итоге срок этого меморандума истек, рассказал сенатор от Забайкальского края Баир Жамсуев.

В ДФО есть два потенциальных поставщика сжиженного газа – «Якутская топливно-энергетическая компания» (ЯТЭК) и «Газпром». Между тем по ним никакого решения нет, уточнил директор департамента инвестиционного развития Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития Илья Чернов.

«Якутию нельзя рассматривать в качестве поставок, этот СПГ в основном идет на экспорт, это автомобильный СПГ, который иного качества, как и в случае с Владивостоком», – считает Михаил Борщев.

тправка сжиженного газа. Фото: пресс-служба АО «Железные дороги Якутии».

Годовой расчетный объем потребления СПГ Читой оценивается в 30-35 тыс. т. «Мы отработали по потенциальным поставщикам с Дальнего Востока и в западной части – от Сибири до Урала. На сегодняшний день поставщиков на Дальнем Востоке в таком объеме СПГ не нашли», – констатировал Алексей Гончаров.

С учетом перезапуска концессионного соглашения заключен договор с АО «Криогаз» на поставку СПГ из Магнитогорска до 2034 года. Правда, он не содержит твердых параметров и предполагает ежегодное утверждение очередных объемов, которые должны реализовываться городу по самой низкой цене на основе анализа конъюнктуры рынка, пояснил зампред правительства Забайкальского края.

Что немаловажно, добавил представитель региона, «Криогаз» обещал построить СПХР за счет собственных и привлеченных средств – возврат инвестиций будет осуществляться в соответствии с концессионным соглашением.

«К сожалению, ближе нет никого, кто мог бы поставить такой объем газа. «Криогаз» будет гарантировать объем поставок. Если в пиковые нагрузки топлива не будет хватать, тогда поставщик будет добирать объемы со своих заводов, располагающихся еще западнее [от Магнитогорска], но по той же цене», – объяснил Алексей Гончаров.

Тем не менее любые более выгодные предложения по поставке газа Забайкальским краем будут рассмотрены, заверил он.

Конечно, перевозка СПГ от «Криогаза» предполагает дальний маршрут, расстояние от Магнитогорска до Читы – свыше 4 тыс. км. Более чем вдвое будет короче железнодорожная доставка из Усть-Кута в Иркутской области. По словам Михаила Борщева, в этом городе заработало производство полимеров, которое питается от природного газа. Инвестором является ООО «Иркутская нефтяная компания» (ИНК). Мощностей по выпуску СПГ у предприятия нет, но ИНК по просьбе заинтересованных ведомств просчитала тариф на энергоноситель для потребителей Читы в случае создания у себя соответствующего малотоннажного завода.

С учетом того, что нужно построить мощности по сжижению газа, закупить подвижной состав плюс затраты на железнодорожную перевозку, стоимость 1 т СПГ вышла в районе 54,2 тыс. руб.

«Цена получилась достаточно высокой, никуда от этого не денешься. Мы постарались ужимать по максимуму. Рассмотрели, что можно определенную экономию обеспечить за счет приобретения в лизинг танк-контейнеров. Также рассмотрели различные льготы, которые возможны по тарифу РЖД. Но все равно максимальное снижение получилось до 47 тыс. руб.», – сообщил представляющий интересы ИНК Сергей Донской.

Правда, оговорился он, компании сейчас будет сложно начать строительство мощностей СПГ, поскольку идет большой возврат инвестиций по заводу полимеров. Это может сказаться на привлечении новых кредитов.

Каковы перспективы у данного проекта в части снабжения Читы газом, сказать сложно. Изначально предполагалось, что город будет временно потреблять СПГ, трубопроводный газ придет в столицу Забайкалья ориентировочно в 2032 году. «Сегодня ответа на этот вопрос нет, не получили ни от Минэнерго, ни от «Газпрома». Не понимаем пока, будет ли вообще [трубопроводный] газ, в каком объеме», – развел руками Алексей Гончаров.

промо изображение