В Китае приняты предложения по финансовым реформам на 15-ю пятилетку

На 4-м пленуме ЦК КПК 20-го созыва были рассмотрены и приняты "Предложения ЦК КПК по разработке 15-й пятилетней программы народнохозяйственного и социального развития", в которых предусмотрено, среди прочего, совершенствование национальной финансовой системы. В Коммюнике 4-го пленума ЦК КПК 20-го созыва четко обозначена цель - ускорение строительства финансовой державы. Финансовая система в Китае рассматривается как сфера государственного значения, играющая ключевую роль в реализации модернизации по-китайски.

В Китае приняты предложения по финансовым реформам на 15-ю пятилетку
© Российская Газета

Строительство финансовой державы

В документе слово "финансы" упоминается 17 раз, что наглядно демонстрирует центральное место финансового сектора в стратегии развития страны. С макроэкономической точки зрения строительство финансовой державы проявляется в трех аспектах.

Основная цель - повышение эффективности обслуживания реального сектора экономики. Финансовый сектор должен перейти от "расширения масштабов" к "повышению качества и эффективности", продвигая структурные реформы в сфере предложения финансовых услуг.

Незыблемый принцип - предотвращение и устранение финансовых рисков. В условиях, когда финансовый цикл достигает пика и начинает снижаться, необходимо усилить финансовый надзор и предотвращать системные риски, исходящие от теневых банков и долгов местных органов власти.

Стратегическая миссия - поддержка технологической самостоятельности и инновационного развития. Финансы, являясь важным источником капитала для инноваций, играют ключевую роль в стимулировании развития производительных сил нового качества.

Четкое обозначение этих задач означает вступление развития финансовой системы Китая в новый этап. Ранее преобладавшая модель, основанная на расширении кредитования и рынке недвижимости, претерпевает фундаментальные изменения.

Финансовые ресурсы теперь будут распределяться с большим акцентом на качестве и эффективности, а также сосредоточены на технологических инновациях и модернизации отраслей.

Основной вектор финансовых инноваций

В предложениях четко обозначено: необходимо активно развивать технологические финансы, "зеленые", инклюзивные, пенсионные и цифровые финансы. Эти направления формируют основной вектор финансовых инноваций на ближайшие пять лет, отвечая на насущные потребности экономического и социального развития, а также отражая внутренние требования к трансформации и модернизации финансовой сферы.

Технологические финансы поставлены на первое место, что полностью отражает стратегическую ориентацию на поддержку технологического суверенитета и инновационного развития.

В период 15-й пятилетки рынок капитала через комплексные реформы в сферах инвестиций и финансирования будет способствовать технологическим инновациям, создавая многоуровневую и многоканальную систему финансирования технологий.

Это подразумевает оптимизацию инструментов финансовой политики для содействия разработке ключевых технологических продуктов, привлечение большего количества долгосрочного капитала для коммерциализации научно-технических достижений и укрепление комплексного финансового обслуживания ключевых предприятий в производственных цепочках.

Развитие технологических финансов изменит традиционную модель "больше внимания к залоговому обеспечению, а меньше - к потенциалу предприятий", делая акцент на оценке потенциала роста и инновационных возможностей технологических компаний.

"Зеленые" финансы в период 15-й пятилетки получат еще больше возможностей для развития. С усилением мер по контролю загрязнения и сокращению выбросов углерода "зеленая" индустрия становится новой движущей силой экономического роста. Китай уже занимает передовые позиции в мире по развитию "зеленых" финансов. В будущем необходимо продолжать совершенствовать систему стандартов в этой сфере, внедрять инновационные продукты и услуги в "зеленых" финансах, а также широко распространять концепцию ESG-инвестирования (с подробной оценкой экологической и социальной составляющей проекта. - Прим. ред.), чтобы финансовые ресурсы в большей степени направлялись в низкоуглеродные, экологичные и устойчивые отрасли.

Инклюзивные финансы и пенсионные финансы удовлетворяют общественные потребности, связанные с общим процветанием и старением населения. Инклюзивные финансы нацелены на решение проблем труднодоступности и дороговизны финансирования для малого и микробизнеса, а также индивидуальных предпринимателей, повышая доступность и удобство финансовых услуг. Пенсионные финансы призваны реагировать на растущие вызовы старения населения, развивая сберегательное и коммерческое пенсионное страхование в качестве третьей опоры пенсионной системы, пенсионные инвестиционные продукты и др., чтобы обеспечить гражданам более комплексное и качественное пенсионное финансовое обслуживание.

Цифровые финансы отражают технологическую эволюцию отрасли. Китай уже занимает передовые позиции в мире в таких областях, как мобильные платежи и цифровая валюта. В период 15-й пятилетки необходимо и дальше продвигать цифровую трансформацию финансового сектора, используя такие технологии, как большие данные, искусственный интеллект и блокчейн, для повышения эффективности финансовых услуг, а также усиливать регулирование цифровых финансов для обеспечения финансовой безопасности.

Ключевые направления реформы рынка капитала

В предложениях представлены системные требования к реформе рынка капитала. Основной целью обозначено "повышение инклюзивности и адаптивности институциональной структуры рынка капитала, а также совершенствование функций рынка капитала, обеспечивающих согласованность инвестиций и финансирования".

Это указывает на три ключевых направления реформы рынка капитала. Первое направление - повышение инклюзивности и адаптивности институциональной структуры. Председатель Комиссии по регулированию ценных бумаг КНР У Цин подчеркнул в своем разъяснении, что это требует более точного соответствия рынка капитала потребностям финансирования компаний разных типов и на разных стадиях развития, особенно компаний, занимающихся научно-техническими инновациями.

Это означает необходимость совершенствования многоуровневой системы рынка капитала, оптимизации правил выпуска и листинга ценных бумаг, повышения степени инклюзивности для компаний в новых отраслях и новых форм бизнеса, чтобы больше перспективных предприятий имели возможность привлекать средства для развития через рынок капитала.

Второе направление - совершенствование механизма координации инвестиций и финансирования. В предложениях четко указано на необходимость создания и развития экосистемы рынка капитала, стимулирующей долгосрочные инвестиции.

На протяжении длительного времени на китайском рынке капитала преобладала тенденция "упор на финансирование при недостатке внимания к инвестициям", структура инвесторов характеризовалась доминированием частных трейдеров и преобладанием краткосрочных операций.

В будущем необходимо посредством институциональных инноваций привлекать долгосрочные средства на рынок, формировать культуру инвестирования, ориентированную на ценность, и обеспечивать здоровое взаимодействие между сторонами инвестиционного договора. Следует также активно развивать разнообразные инструменты финансирования - акции, облигации и другие формы капитала, чтобы предоставить реальному сектору экономики более широкий спектр финансовых каналов.

Третье направление - усиление всей цепочки надзора и регулирования. После 4-го пленума ЦК КПК 20-го созыва Комиссия по регулированию ценных бумаг четко обозначила задачу усиления надзора за компаниями, котирующимися на бирже, на всех этапах - от допуска до выхода с рынка, а также ускорения формирования комплексной системы предупреждения и наказания за подтасовки и нарушения на рынке капитала.

Это включает жесткое пресечение серьезных правонарушений, строгое наказание за различные виды незаконной и недобросовестной деятельности на рынке ценных бумаг и фьючерсов, ускорение перехода к цифровому и интеллектуальному надзору, а также постоянное повышение эффективности регулирования и качества защиты прав инвесторов. Жесткое регулирование станет яркой чертой рынка капитала Китая в период 15-й пятилетки, что направлено на создание справедливой, прозрачной и цивилизованной рыночной среды.

Предотвращение и устранение финансовых рисков

В документе предотвращение и устранение финансовых рисков занимают одно из центральных мест. В коммюнике особо подчеркивается принцип "координация развития и безопасности", что означает: при продвижении финансовых инноваций необходимо твердо удерживать нижнюю границу - недопущение системных финансовых рисков.

В настоящее время финансовая сфера Китая сталкивается с рядом ключевых рисков, включая кредитные риски, связанные с корректировкой рынка недвижимости, долги местных органов власти, риски малых и средних финансовых институтов, а также перекрестные риски, возникающие вследствие волатильности финансовых рынков.

Новые меры, принятые после 4-го пленума, показывают, что контроль рисков будет осуществляться системно и упреждающе. С одной стороны, предполагается совершенствование института Центрального банка, укрепление системы финансового регулирования и повышение ее профессионализма и эффективности. С другой стороны, планируется укрепление финансовой инфраструктуры, а также совершенствование механизмов мониторинга, раннего предупреждения и урегулирования финансовых рисков.

На пленуме было подчеркнуто: "макроэкономическое регулирование должно сохранять устойчивость и при необходимости усиливаться". Это свидетельствует о том, что при предотвращении финансовых рисков политика одновременно направлена на поддержание достаточной ликвидности, чтобы избежать возникновения так называемого "риска от устранения рисков". Такой баланс отражает зрелость и гибкость проводимой макроэкономической политики Китая.

Углубление финансовой открытости

В предложениях отмечено, что необходимо продвигать интернационализацию юаня и повышать уровень открытости операций по капитальным счетам. Это является важной мерой по углублению финансовой открытости на более высоком уровне.

Вице-премьер Госсовета КНР Хэ Лифэн подчеркнул, что Китай будет неизменно продвигать высокоуровневое открытие финансового сектора, обеспечивая высококачественное развитие финансовой системы в интересах модернизации по-китайски.

Интернационализация юаня в период 15-й пятилетки получит новые возможности для развития. В настоящее время Китай уже в основном сформировал многоуровневую, широко охватывающую, безопасную и эффективную систему трансграничных расчетов и платежей в юанях. В дальнейшем необходимо продолжать расширять использование юаня в международной торговле, инвестициях и валютных резервах, повышать его международный статус.

Кроме того, следует поступательно продвигать конвертируемость по капитальным операциям, при этом предупреждая риски, связанные с трансграничным движением капитала, и создавая для международных инвесторов более удобные каналы вложений.

Финансовая открытость Китая заключается не только в "привлечении иностранных инвестиций", но и в "выходе на внешние рынки". Китайские финансовые институты должны повышать международную конкурентоспособность и играть более значимую роль на глобальном финансовом рынке. Вместе с тем Китай будет активно участвовать в глобальном финансовом управлении, вносить китайскую мудрость и китайские решения в процесс выработки международных финансовых правил.

промо изображение