Дело – труба? Чем России может аукнуться проект «разворота» сибирских рек?

Итак, РАН сообщила в середине ноября о том, что начато исследование вопроса переброски стока вод сразу ряда северных рек на юг. Северную Двину и Печору хотят «повернуть» в Приазовье, а Обь, как и в советские годы – к нашим друзьям в Казахстан и Узбекистан.

Дело – труба? Чем России может аукнуться проект «разворота» сибирских рек?
© runews24.ru

Почин не прокатил, вмешалась перестройка

Издание «Царьград» не побоялось взрывной темы и побеседовало прямо с академиком, членкором и научным директором Института водных проблем РАН Виктором Даниловым-Данильяном.

Учёный напомнил историческую часть проблемы. Отбор воды из Сырдарьи и Амударьи для орошения хлопковых и иных полей Средней Азии быстро осушил Аральское море и привёл к дефициту H2O во всём огромном регионе.

Советский проект поворота сибирских рек на карте

Советский проект переброски стока сибирских рек в 1982 году даже прошёл экспертизу Госплана. Однако поднявшееся народное движение против этого «почина» и начавшаяся перестройка показали, что он нереализуем.

«Истинной причиной отказа была уверенность руководства СССР, что в экономике, вступавшей в кризис, не было денег», - уверен Данилов-Данильян.

Кровавая рука Киева

 Что ж, друзья, мы как-то прожили эти 40 с гаком лет. Что изменилось за такой колоссальный срок? Ну, Союз распался. В Узбекистане грянул в девяностые демографический бум – население страны утроилось. Воды в тех среднеазиатских реках не прибавилось.

Мужчина, выгуливающий собаку на берегу Оби в Новосибирске

Взамен отпавших от нас республик Средней Азии появились территории Новороссии. У которых своя проблема: водный кризис им создал Киев. Потому освежили и Северный проект переброски вод.

«В ДНР, Херсонской и Запорожской областях ситуация с водой просто катастрофическая», - утверждает академик и тут ему можно поверить.

У наших южных соседей проблема тоже серьёзна. Есть страны горные, вроде Киргизии и Таджикистана, которые не испытывают проблем с водой.

Китай тоже перекроет кран

А есть Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, для которых пресная вода скоро станет ценнее нефти. Для них нехватка воды является фактором тормозящим развитие.

В одном не поспоришь: с водой Средней Азии не повезло 

Свою «каплю» в море проблем добавляет Китай. Он собирается в будущем отбирать большую часть объема воды из рек Или и Черный Иртыш. Это ещё больше обострит проблему для Казахстана.

У нас же на юге мелеет Дон: за 40 лет он потерял 40% водоносности. Данилов-Данильян напоминает, что в те годы, когда проектировалась переброска стока вод, не знали о потеплении климата.

Дело, бизнес, интерес

«Азарту» ученым и их «кураторам» добавляет фактор смены технологий. В 1970-80-е гг. для реализации отбора 27 млрд кубометров воды из Оби рассчитывали построить невероятных размеров канал – 2500 км протяжённостью. Это стоило безумных денег.

Ныне же можно не строить каналы, а построить трубу. Пластиковую. И сделать это можно не за 15 лет, а вроде как за пять. В общем, почти лафа.

Виктор Данилов-Данильян

Безусловно, тот же Данилов-Данильян постоянно оговаривается в духе:

«Мы должны не делиться, а продавать эту воду», - типа ни о каком геополитическом «альтруизме» и речи идти не должно.

И вообще, надо сначала реализовать «северный вариант» со снабжением Приазовья и юга России, а потом уже смотреть, насколько это будет выгодно. В общем, получается из его слов «Царьграду» – типа баш на баш. Что интересно, делать будут, на полученные от продажи воды казахам и узбекам?

Нефти не станет – будем продавать воду?

Слово сказано, потому нужно вспомнить всё то богатое наследие, которое есть между нами за эту треть века. Мигранты из Узбекистана давно имеют свою репутацию в наших городах.

Казахстан, со своей стороны, проводит политику грамотного дистанцирования от России. Кириллицу в казахском языке сменили на латиницу, в стране случаются «языковые патрули» и тому подобные явления.

Большая политика = большой торг 

Есть и геополитические проблемы:

«В странах Средней Азии наказывают сограждан, которые воюют по контрактам на СВО. Потому там наших друзей нет. Кроме того даже если бы это были наши самые лучшие друзья, мы не должны пренебрегать собственными интересами, а наши реки - это наш национальный интерес, это наше достояние», - напоминает политолог Алексей Ярошенко.

Надо понимать, что все страны этого региона «играют в многовекторность». Заигрывают кто с Турцией, кто с Западом, кто ещё с кем – отнюдь не с нашими друзьями. А если эти товарищи, «вспоенные» нашей водой, пойдут против нас однажды воевать? И это совсем не фантазия – обработка ведётся.

Так что есть подозрение, что «бизнесовый» подход в решении таких вопросов не годится от слова «совсем».