Новый логистический хаб Wildberries в Северной Осетии: как санкции превратили регион в важнейший транспортный узел

Начиная с 2021 года, Кремль направил более 516 млрд руб. на обновление автодорожной сети, возведение терминалов, портов и иных инфраструктурных объектов на Северном Кавказе. Совокупный инвестиционный портфель региона по состоянию на 2024 год насчитывал 196 значимых проектов общей стоимостью 1,27 трлн руб.

Новый логистический хаб Wildberries в Северной Осетии: как санкции превратили регион в важнейший транспортный узел
© runews24.ru

В сложившейся архитектуре маршрутов Северная Осетия занимает критически важное положение, обладая тремя путями в Закавказье. Фактически же активно эксплуатируется лишь один — Транскавказская магистраль в Грузию через получивший всероссийскую известность КПП «Верхний Ларс». Сегодня именно эта трасса служит главной коммуникацией для коммерческого обмена с Южным Кавказом и последующего транзита.

Ограничительные меры со стороны США и стран Европы увеличили объёмы перевозок через «Осетинский коридор», что отразилось и на местной экономике: за три квартала 2025 года налоговые доходы бюджета республики достигли 15,3 млрд руб., что на 19% превысило показатель годичной давности. Поэтому региональные власти стремятся максимально использовать потенциал изменившейся геополитической конъюнктуры, превратив свою территорию в значительный транспортно-логистический кластер — растущие грузопотоки стимулируют развитие сервисных организаций, складских мощностей, дорожного сервиса и сопутствующих направлений (от ремонта транспорта до туризма), пополняя казну дополнительными отчислениями.

Важнейшим проектом в реализации данной задачи является строительство распределительного центра Wildberries — флагмана российского онлайн-ритейла. Планируется, что площадь этого объекта составит порядка 200 тыс. м², а объём вложений в него достигнет примерно 12 млрд руб. Новый хаб позволит трудоустроить около 8 тысяч человек, что сделает его крупнейшим работодателем региона.

Налоговый план хаба предусматривает, что к 2030 г. поступления в федеральный бюджет достигнут 1,617 млрд руб. в год, а в региональный бюджет — 810 млн руб. в год. А уже к 2035 году хаб позволит отчислять общую сумму налогов более 3 млрд руб., из которых около миллиарда будут ежегодно поступать в местный бюджет. Помимо прямого бюджетного эффекта в виде НДФЛ от новых сотрудников и налоговых поступлений от оператора и подрядчиков, республика надеется и на мультипликативный эффект для смежных отраслей: как местного производства, транспортных и складских компаний, так и предприятий малого бизнеса, ориентированных на организацию питания и жилья для привлечённого персонала. Таким образом, каждый сотрудник логистического центра сможет обеспечить создание 1,5–2 дополнительных вакансий в обслуживающих и сопутствующих отраслях.

В республике надеются, что реализация проекта Wildberries способна заложить основу для долгосрочных стратегических изменений. В настоящий момент российские грузы в Иран следуют в основном через Каспий или Азербайджан, однако наращивание логистических мощностей Северной Осетии создаёт предпосылки для подключения новых игроков, заинтересованных в росте товарооборота по этим направлениям.

Более того, новая геополитическая реальность актуализирует для вовлечённых стран планы по возрождению маршрута в Грузию через Мамисон (Военно-Осетинская дорога) и запуску Транскама через Южную Осетию. При полноценном вводе в эксплуатацию этих артерий Северная Осетия сможет стать интегральным звеном сухопутного коридора, связывающего Россию с Закавказьем, Турцией, Ираном и далее — с портами Персидского залива. Это самым положительным образом повлияет на экономику всех южных регионов России. Таким образом, Северный Кавказ получает исторический шанс трансформироваться из приграничной периферии в центральный транзитный узел формирующегося торгового пути, который теснее соединит Россию с бурно растущими экономиками глобального Юга.