В Уфе обсудили перспективы и проблемы промышленных кластеров

В рамках Российского промышленного форума в Уфе эксперты обсудили, куда дальше двигаться промышленным объединениям страны, где искать новые точки для развития и какие общие проблемы требуют поиска решения.

В Уфе обсудили перспективы и проблемы промышленных кластеров
© Российская Газета

В этом году на форуме Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России впервые представила нацрейтинг регионов по уровню кластерного развития. Первое место оказалось у Республики Башкортостан, второе - у Омской области, третье - у Рязанской области.

По словам директора Ассоциации Михаила Лабудина, 89 субъектов оценивали по 21 показателю, сгруппированному в пять аналитических блоков. В частности, оценивалась эффективность взаимодействия бизнеса, науки и государства, а также уровень институциональной поддержки и масштабы вовлеченности бизнеса в цепочку создания добавленной стоимости.

В итоговый рейтинг вошли 20 регионов, которые показали лучшие результаты. В первой десятке также Челябинская область, Дагестан, Ивановская область, Москва, Самарская область, Мордовия и Оренбургская область. Из регионов ПФО в ТОП-20 вошла еще и Пензенская область.

Всего в реестр Минпромторга входит 104 промышленных кластера, расположенных в 67 регионах. В них участвуют более 950 компаний, вместе они реализуют свыше 350 проектов в сфере импортозамещения. Из 104 кластеров 25 расположены в Башкирии. Вице-президент Торгово-промышленной палаты РБ Азамат Юлгутлин вспоминает, как предприятия изначально с недоверием относились к кооперации.

- Никому не хотелось попасть под лишнее администрирование. Сразу спрашивали: что нам это даст? Многих интересовали субсидии, которые выделяются федеральным бюджетом участникам кластеров, производящим импортозамещающую продукцию. Увидев реальные меры поддержки, предприятия поняли, что кооперация открывает новые возможности. В прошлом году у нас два проекта получили 39 млн рублей, а в этом году на четыре проекта выделено 118 млн рублей, - сообщил Азамат Юлгутлин.

При имеющихся успехах есть и проблемы. К примеру, с реализацией конечной продукции. Если создание стартовой партии субсидируется государством, то она, соответственно, имеет более низкую себестоимость. Все последующие хуже выдерживают конкуренцию в цене с тем же китайским производителем. И даже внутри кластера предприятия не могут приобретать продукцию друг друга с использованием субсидий от государства.

- Кроме того, нужен выход на международные рынки, хотя бы на рынки дружественных стран. Мы сейчас ведем переговоры о создании башкирско-узбекского кластера с локализацией у нас в республике, но закон ограничивает участие в кластерах иностранных предприятий. И помощи от государства в случае международной кооперации пока ждать не приходится, - делится Азамат Юлгутлин.

С коллегой солидарен директор Госфонда развития промышленности Рязанской области Максим Жданов.

- Сегодня назрела необходимость формирования правовой базы по созданию международных кластеров с предоставлением льготных займов от банков стран-участниц кооперации. Также есть предложение увеличить лимиты по субсидиям, ведь сегодня очень немногие могут рассчитывать на эту поддержку, - отметил Максим Жданов.

По его словам, нуждается в обновлении и 719-е постановление правительства РФ, связанное с получением статуса российского производителя. Как оказалось, не в каждом регионе есть эксперты, которые могут присвоить такой статус. В итоге претендента направляют в другой субъект и сроки рассмотрения заявок значительно увеличиваются.

Директор станкостроительного кластера "РУДА" из Тольятти Антон Борзаев не понаслышке знает обо всех нюансах и проблемах кооперации промышленников. Их кластер в начале этого года был включен в реестр Минпромторга.

- В нашем объединении пять компаний региона, специализирующихся на проектировании и производстве станкоинструментального оборудования, инжиниринговых услугах, разработке программного обеспечения для этой отрасли. Сегодня мы реализуем три импортозамещающих проекта. Мое предложение к Минпромторгу России - исключить необходимость подтверждения научно-технической перспективности проекта при получении льготных займов от Фонда развития промышленности. Дело в том, что этот критерий по сути и так приходится подтверждать при регистрации кластера. Поэтому здесь чисто бюрократия включается, - отметил Антон Борзаев.

Руководитель кластера подчеркнул, что за кооперацией между предприятиями - будущее, это позволяет становиться сильнее, решать более крупные задачи.

- Мы вот сегодня начали работу с Казахстаном. Там есть предприятие, выпускающее котлы, они были потребителями нашей продукции. Сейчас будут работать по нашей технологии. Много запросов и от новых регионов России, которым надо чем-то наполнять инфраструктуру своих предприятий. Тоже внедряем там наши технологии и роботизированные линии. Соответственно, будут выпускать продукцию с большей добавленной стоимостью, - поделился Антон Борзаев.

Начальник отдела департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Курбан Джабаров взял все предложения промышленников "на карандаш". Пообещал, что уже в начале 2026 года их обсудят на координационном совете, и, возможно, будут внесены изменения в части поддержки кластерных предприятий.

- Сейчас мы замещаем часть затрат на производство стартовой партии промышленной продукции, которая производится внутри кластера. Субсидия предоставляется в виде компенсации затрат, но не более чем 50 процентов от стартовой партии. Объем средств - не более чем 150 млн рублей на один кластер. В прошлом году 12 предприятий поучаствовали в этой программе. Получили 329 млн рублей. В текущем году отобрано 9 участников, объем государственной поддержки составляет 295 млн рублей. На следующий год заложено 280 млн рублей, - отметил представитель министерства.

Мнение

Михаил Лабудин, директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России:

- Сегодня мы видим зрелость инструмента и готовность всех сторон к его обновлению. Предложения, прозвучавшие в Уфе, войдут в дорожную карту развития кластерной политики. Ассоциация продолжит координировать эту работу, обеспечивая единую повестку для федерального центра, регионов и предприятий.