Водителям пора переучиваться на операторов ИИ, управляющего транспортом

В России сохраняется нестабильность на рынке труда, которая проявляется в дисбалансе между спросом и предложением рабочей силы. Противоречия в оценке кадрового дефицита во многом связаны с двумя ключевыми факторами - трудностями перехода на отечественное производство и неоднородностью статистических данных.

Водителям пора переучиваться на операторов ИИ, управляющего транспортом
© Российская Газета

Эксперты отмечают, что часть оценок о нехватке или избытке специалистов не имеет под собой оснований, а дополнительную неопределенность внесла масштабная публичная дискуссия вокруг искусственного интеллекта: массовые прогнозы о том, что ИИ заменит человека, поставили под вопрос будущее сотен тысяч рабочих мест по всему миру. Сейчас эта волна панических настроений постепенно спадает, однако интерес к автоматизации и цифровизации рабочих процессов остается высоким.

Проблема неоднозначных кадровых оценок особенно заметна в транспортной отрасли. Несмотря на заявления о дефиците персонала, статистика автопарка показывает иную динамику. Общее число транспортных средств в России за последние пять лет выросло с 58,6 до 62 миллионов единиц, но количество грузовиков при этом сократилось. Ряд крупных производителей грузовой техники простаивает, а некоторые компании перевели сотрудников на сокращенную рабочую неделю.

В этих условиях говорить о нехватке кадров в грузоперевозках некорректно. Аналогичная ситуация и в легковом сегменте: число автомобилей выросло на 2,5 миллиона единиц за тот же период, но темпы прироста снижаются.

Исключением остается общественный транспорт, где нехватка водителей сохраняется годами и сейчас усиливается на фоне общего замедления экономики.

В ближайшем будущем на ситуацию будет влиять целый комплекс факторов. Среди них - политика импортозамещения, предстоящее повышение утилизационного сбора и вступление в силу с 1 марта 2026 года Федерального закона N 116-ФЗ о локализации такси, который вводит систему баллов за использование российских комплектующих. Хотя мера и направлена на стимулирование внутреннего производства и усиление контроля над отраслью, эксперты предупреждают, что слабые темпы развития отечественного автопрома могут привести к сокращению численности таксопарков: значительная доля машин по-прежнему импортируется из-за рубежа, главным образом из Китая.

Ситуацию способно стабилизировать наращивание объемов производства. Так, планы АвтоВАЗа выпустить до 600 тысяч автомобилей в 2026 году могут стать заметным шагом вперед. К аналогичным мерам, вероятно, присоединятся и другие автопроизводители, которые не смогут оставаться в стороне от процесса локализации. Падение спроса на отечественные легковые и коммерческие автомобили в 2025 году, приведшее к переводу части работников на неполную занятость, должно смениться ростом в 2026-2027 годах.

Главный вызов для отрасли - модернизация компонентной базы и развитие собственных технологий, без чего невозможно догнать мировых лидеров, достигнув при этом технологического суверенитета в отрасли. Пока отечественные компании уступают по уровню автоматизации, производительности и внедрению беспилотных систем, но направление задано, и ситуация постепенно меняется к лучшему.

Согласно Стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 года, Россия планирует повысить производительность труда, снизить издержки, создать собственную компонентную базу и увеличить экспорт. Для этого потребуются дополнительные инвестиции в НИОКР и расширение мер государственной поддержки. Речь идет не только о прямом финансировании предприятий, но и о создании условий для развития инженерных школ, подготовке кадров и стимулировании технологических стартапов.

Мировой автопром тем временем развивается стремительно. По прогнозам, к 2040 году общее количество транспортных средств в мире удвоится - за счет масштабных инфраструктурных проектов в транспортной, энергетической и социальной сферах. Для России это направление особенно важно: развитие транспортной инфраструктуры обеспечивает связанность регионов, снижает логистические издержки, открывает доступ к сырьевым базам и повышает мобильность населения. Однако при росте масштабов перевозок неизбежно встанет вопрос о рациональности использования человеческих ресурсов, что приведет к ускоренному внедрению автоматизированных технологий.

Резких перемен в автономных перевозках до 2030 года не ожидается, но в последующее десятилетие их доля может резко вырасти. По оценке UBS, к 2030 году в Китае будет до 300 тысяч беспилотных такси - около 5 процентов от общего числа такси в стране. В США прогнозируется около 35 тысяч, а в России - менее 2 тысяч единиц. К 2040 году мировой рынок беспилотных автомобилей может достичь показателей в 1 триллион долларов и около 30 процентов мирового автопарка. В первую очередь изменения затронут коммерческий транспорт: число водителей грузовиков и автобусов может сократиться более чем наполовину, что для России означает риск потери около 4 миллионов рабочих мест низкой квалификации.

Железнодорожная отрасль первой начала активно внедрять технологии автономного управления. Компании ежегодно увеличивают инвестиции в НИОКР, тестируют цифровые системы мониторинга и дистанционного управления. В будущем исчезновение локомотивных бригад будет компенсировано ростом числа инженеров и операторов, контролирующих работу ИИ. В целом процесс автоматизации приведет к снижению спроса не только на рабочие профессии, но и на ряд квалифицированных специалистов автопрома. Поэтому государству предстоит наращивать поддержку отрасли и инвестировать в переподготовку кадров, чтобы обеспечить их адаптацию к технологическим изменениям и сохранить устойчивость рынка труда.