Международные транспортные коридоры стимулируют внешнюю торговлю России

Логистические маршруты, которые развивает Россия, имеют большое значение как для нашей страны, так и для других государств. Эти международные транспортные коридоры (МТК) позволяют связать Европу и Азию, северные и южные территории. В результате появляется выгодная для всех альтернатива традиционным торговым путям.

Международные транспортные коридоры стимулируют внешнюю торговлю России
© Российская Газета

Наша страна сегодня активно формирует новую логистику, развивая международные транспортные коридоры в южном и восточном направлениях, отметил председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Он пояснил, что это делается для увеличения экспорта в направлении рынков ЕАЭС, СНГ, объединения БРИКС и ШОС, а также стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Наращиванию внешнеторговых потоков России способствует развитие пяти международных транспортных коридоров: "Восточное направление", "Северо-Западное направление", "Азово-Черноморское направление", "Север - Юг", а также Севморпуть, рассказали в разговоре с "РГ" представители "Дирекции международных транспортных коридоров".

"Масштабная работа по развитию МТК осуществляется путем модернизации и развития транспортной инфраструктуры. Одним из ярких примеров является расширение Восточного полигона, которое повысит пропускную способность БАМа и Транссиба более чем на 80 процентов", - отметили в дирекции.

Восточное направление стало стратегически важным для нашей страны в условиях западных санкций. А МТК "Восток - Запад" - основной железнодорожный маршрут для торговли с государствами Азии. По данным РЖД, в 2024 году по железным дорогам между Россией и Китаем были перевезены рекордные 174 миллиона тонн грузов.

Модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей должна увеличить их провозную способность до 210 миллионов тонн в 2030 году.

Сегодня коридор "Восток - Запад" представляет собой самый оптимальный маршрут для перемещения товаров между Европой и Азией, поскольку он практически бесшовен, пояснил "РГ" президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

"Эту бесшовность обеспечивает железнодорожный транспорт. Данное преимущество очень заметно при контейнерных перевозках. По времени и уровню сервисов у него нет конкурентов", - уверен эксперт.

"Этот коридор важен для РФ, потому что он формирует стабильный грузовой поток, обеспечивает устойчивые внешнеторговые связи страны, отвечает переориентации на торговлю со странами Востока и Глобального Юга", - добавляет ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

Собеседник "РГ" добавляет, что для азиатских стран данный коридор важен, потому что он обеспечивает транзитные перевозки во многие государства в других частях мира и расширяет сотрудничество с РФ. Для России это отличный способ реализовать преимущество своего географического расположения.

Еще один маршрут между Европой и Азией проходит по Северному морскому пути. В 2024 году грузопоток по СМП составил 37,9 миллиона тонн, почти в 10 раз больше, чем в 2014-м. Предполагается, что к 2030 году объем перевозок может достигнуть 100 миллионов тонн.

Задача увеличить грузопоток выполнима, но требует синхронизации нескольких направлений: модернизации портов и пунктов базирования флота, завершения создания ледокольного эшелона нового поколения и внедрения систем цифрового управления логистикой на трассе, отметил в разговоре с "РГ" генеральный директор экспертного центра "Проектный офис развития Арктики (ПОРА) Максим Данькин.

"Важным фактором станет развитие перевалки в Мурманске, Петропавловске-Камчатском и Владивостоке, чтобы сформировать непрерывный маршрут "порт - порт" без потерь времени и стоимости на перевалке, - добавил эксперт. - Не менее важно обеспечить ритмичную работу навигации в зимне-весенний период за счет новых ледоколов - таких как "Якутия" и "Чукотка", которые вводятся в строй в 2025-2026 годах".

Совокупные грузоперевозки между Россией и Китаем в 2024году составили 174 миллиона тонн

Павел Иванкин отмечает, что сегодня загрузку СМП в основном обеспечивают экспортные сырьевые грузы. Для увеличения объемов перевозок необходимо наладить круглогодичный маршрут через восточную часть СМП.

"Транзитный потенциал может быть обеспечен китайским экспортом в Европу и обратно с импортом в Китай. Тут будет важен баланс перевозок", - сказал эксперт.

Этой осенью на СМП впервые состоялся контейнерный транзит из КНР в Европу. Путь из китайского порта Нинбо до британского Феликстоу занял всего 20 дней - почти вдвое меньше, чем по южным маршрутам.

"Россия и КНР сегодня обсуждают расширение регулярных рейсов, включая транзитные контейнерные линии и поставки сырья и удобрений в восточном направлении, - отметил Максим Данькин. - Для мировой экономики СМП - дополнительный устойчивый маршрут. А для России это инвестиции в отечественное судостроение, навигацию, энергетику и прибрежные города Арктики".

Другое стратегическое направление для России - "Север - Юг". Идет активное развитие одноименного транспортного коридора от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи в Индии. МТК включает три маршрута: западная ветвь проходит через Азербайджан, восточная - через Казахстан, Туркменистан, а транскаспийская - через Каспийское море.

"По статистическим данным за девять месяцев 2025 года, по МТК "Север - Юг" перевезено порядка 12 миллионов тонн грузов железнодорожным и морским транспортом. Активное увеличение грузоперевозок наблюдается на восточном маршруте (без учета грузоперевозок в сообщении со странами Центральной Азии), - сообщили в дирекции международных транспортных коридоров. - В этом году продолжается активная модернизация и реконструкция железнодорожных путей и автодорог, а также увеличение мощностей морских портов. Можно отметить совместную работу России, Азербайджана и Ирана по строительству участка железнодорожной линии Решт - Астара, который позволит обеспечить прямую и быструю доставку грузов железнодорожным транспортом на всем протяжении западного маршрута МТК "Север - Юг".

Генеральный директор ГК "РусИранЭкспо" Александр Шаров сообщил, что на различных маршрутах МТК "Север - Юг" успешно работают почти 100 транспортных компаний России и стран СНГ.

"С каждым годом происходит рост грузооборота на 10-20 процентов, причем без привлечения существенных государственных субсидий", - подчеркнул эксперт. - Например, на западном маршруте пошел большой поток экспортных грузов автомобильным транспортом не только в Иран, но и в Ирак, ОАЭ, Катар, Саудовскую Аравию".

МТК "Север - Юг" может составить конкуренцию остальным маршрутам мировой торговли, считает Дмитрий Баранов.

"Нагрузка на другие коридоры растет, и в этих условиях коридор "Север - Юг" может стать весьма востребованным", - подытожил эксперт.