Константин Симонов: Если мы не даем собственной проверенной информации о состоянии своей экономики, за нас это сделают другие
Новые американские санкции обострили и тему якобы чрезмерной открытости российской экономики. Часто можно слышать мнение, что "архитекторы санкций" могут пользоваться российскими источниками. И поэтому, мол, нужно ограничить базы бизнес-данных о российских компаниях. Увы, но так с водой легко выплеснуть и ребенка. Мы же хотим, чтобы российская экономика продолжала функционировать? А у экономики есть определенные правила: привлечения инвестиций, работы с банками, другими кредитными организациями. Для этого и нужен комплаенс.
Кроме того, все фирмы и банки осуществляют транзакции, им нужно понимать и знать, кто их контрагенты. Вот мы боремся с мошенниками на бытовом уровне. А на корпоративном разве нет мошенников и недобросовестных поставщиков? Бизнес обязан знать, с кем он планирует вступать в экономические отношения. Как раз для этого подобные информационно-аналитические системы и существуют. Закроете их - и экономика начнет рушиться, повысится доля нечестных сделок, инвесторы начнут разбегаться. Давайте все засекретим - и экономика сама встанет.
Прекращение работы систем вроде СПАРКа означает полный коллапс банковских платежей. Транзакции либо затормозятся, либо упадут до ничтожных процентов: сегодня никто никому не может заплатить, не проверив получателя и отправителя. Психология и практика современного банка: "лучше я откажусь от обслуживания клиента, чем не получу о нем достоверные и полные сведения".
Кстати, смешно думать, что "Роснефть" и ЛУКОЙЛ не попали бы под санкции США, если бы не публиковали свою отчетность. У них есть право ее засекретить, однако они этим не пользуются. Понимают, что от санкций так не спрячешься. А ненужные сомнения у инвесторов появятся.
Или другой пример - для международных сделок стоимость нефти Urals для налоговых расчетов МЭР берет из данных агентства Argus, офис которого спокойно работает в Москве. Вот мы закрыли статистику по добыче нефти - в итоге все эти цифры публикуют западные агентства. И рынок им верит. И если они напишут, что валится - так и будут думать. А мы просто будем хранить гордое молчание. Если мы не даем собственной проверенной информации о состоянии своей экономики, за нас это сделают другие.
Кроме того, клиентами информационно-аналитических сервисов являются национальные регуляторы и органы финансового контроля. Они, с одной стороны, тщательно наблюдают за достоверностью и юридической чистотой деятельности компаний, включая соблюдение законодательства, с другой - сами строят свою работу на постоянном использовании систем проверок контрагентов. Системная борьба с коррупцией, финансовыми мошенничествами, фальшивыми компаниями и юрлицами вообще невозможна и неэффективна без постоянного взаимодействия Росфинмониторинга, Минфина, структур Минэкономики, ФАС, НАК: словом, всех институтов финансовой разведки, регулирования рынков и антикоррупционной деятельности. Остановится обмен информацией, формирование баз, проверка компаний, определение зон риска и мониторинг экономической ситуации - можно по большей части отправлять в отпуск сотрудников этих уважаемых структур.
Бесконечные угрозы навесить все новые санкции тоже не так страшны. В нашей стране насчитывается примерно 7,5 млн хозяйствующих субъектов (из них 3 млн - юридические лица и 3,5 млн - ИП) и только 10 тысяч - под санкциями. Из них лишь 2 тысячи попали под прямые санкции и еще 8 тысяч находятся в статусе "заблокированных" (blocked). Это когда в капитале компании более 50% участия подсанкционных структур. Вдумайтесь, только 10 тысяч из семи с половиной миллионов! Мы что, обязаны затормозить развитие информационных и финтековских перспектив российского рынка из-за опасений, что на кого-то еще вдруг "падет проклятие"?
Понятно, что, если все вокруг запретить и остановить, то у нас вообще не будет экономики. Вот и санкции не на что будет накладывать. Однако не ясно, зачем в ситуации постоянного экономического давления на страну еще и стрелять себе в ногу.
