Индия увеличит поставки морепродуктов, в том числе креветок, в Россию на фоне тарифов Трампа. Также Нью-Дели договорился о расширении экспорта с ЕС и Австралией. Как сообщил The Economic Times министр промышленности и торговли Индии, более сотни рыболовных хозяйств страны уже получили разрешение на поставку морепродуктов в Евросоюз, 25 еще ждут окончательных разрешений от России. Издание отмечает, что мера должна улучшить положение рыболовной отрасли, сильно пострадавшей от высоких пошлин США. Общий тариф на индийские товары сейчас составляет 50%. О ценности индийских креветок и ценах на них Бизнес ФМ поговорила с российскими рестораторами:
управляющий партнер ресторана Boston Seafood & Bar Кирилл Мартыненко «Есть основные три вида коммерческих креветок, которые Россия покупает. Первое — это креветка ваннамей, которая поступает к нам из Индии, из Вьетнама, из Таиланда. То есть все эти креветки — это аквакультурные креветки, креветки, которые выращиваются, и тепловодные креветки. Из Индии и из Бангладеш в основном поставки ведутся тигровых креветок, которые по определению считаются креветкой более дорогой, чем креветка ваннамей, и до какого-то момента мы эту креветку покупали, и покупаем до сих пор. У нас в России, на самом деле, только два вида креветок основные коммерческие — это дикие креветки, и они все водятся большей частью на Дальнем Востоке — это креветка пандаус, или которая называется еще охотская креветка, магаданская креветка — это дикая креветка, которая не поддается разведению, поэтому эта креветка тоже по определению дорогая. И эти все креветки нельзя сравнивать между собой, это все равно, как сравнивать разные машины — Jeep, Mercedes и не знаю, что еще, с разным назначением, с разной ценовой нишей, креветки. Поэтому в целом, если появятся эти креветки, да, рынок, наверное, каким-то образом отреагирует. Если будет очень большое предложение, возможно, снизится немножко цена. Но я так предполагаю, что, скорее всего, речь идет именно о тигровых креветках, которые по определению считаются самыми дорогими из всех аквакультурных».
омбудсмен ресторанного рынка Москвы, владелец бренда «Мясо&Рыба» Сергей Миронов
— Непосредственно с индийскими креветками рестораны мало работают, и какой-то серьезной практики еще не выработано. Сейчас начнутся поставки, мы все попробуем, поймем, насколько это хорошо, насколько это интересно. У нас, в принципе, ловится наша замечательная северная креветка, это такой бренд, она ловится в Магадане, во всем мире она очень ценится. Но мы ее не получаем в том количестве, в котором надо, к сожалению, Япония, хоть является недружественной нам страной, закупает огромное количество северной российской креветки, и российские рестораны, которые всегда работали на северной креветке, в итоге покупают эту же креветку, только импортную. Поэтому все готовы к приходу новой креветки, в том числе индийской. Креветка идет из всех дружественных нам стран, которые ловят или которые производят.
— Какие страны — лидеры?
— Мы рестораны, мы не магазины, мы ориентируемся всегда на качество, а не на объемы. То есть если есть хорошая аргентинская креветка, то берется она. Изначально, если мы говорим про глубоководную креветку, приоритет был всегда у нашей российской магаданской, а так неважно, Аргентина, Чили, неважно, откуда ее привезут. У меня франшиза ресторанов «Мясо&Рыба», и они работают только на России, независимо от того, сколько Россия стоит.
— Какие у рынка могут быть ожидания от индийских креветок? Может быть, кто-то приценивался уже?
— Я думаю, что цена будет ниже, чем то, что есть сейчас на рынке, потому что зайти на рынок, который, так или иначе, поделен, с товаром, который дороже или в ту же цену, достаточно проблематично. Для нас удобно, для нас хорошо, появится новая конкуренция, появится новый продукт.
В рознице креветка стоит в среднем от 1300 до 1900 рублей за килограмм, а оптом — от 1000 до 1700 рублей за килограмм. Окончательная цена зависит от вида и размера. Импорт креветок в Россию в 2024 году составил 85 тысяч тонн. В страну их ввозят из Эквадора, Индии, Китая, Вьетнама, Индонезии и Таиланда.