Венчур в России: вызовы и горизонты роста

Венчур в России: вызовы и горизонты роста
© Инвест-Форсайт

В России растут объемы венчурной индустрии: по итогам I полугодия 2025 года стартапы привлекли $87 млн инвестиций в рамках 74 сделок, что на 82% больше, чем годом ранее, оценили в Московском инновационном кластере. А сам рынок выходит за пределы двух столиц — технологические кластеры развиваются в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах. Что может простимулировать дальнейшее развитие индустрии? Какое значение она обретает для экономики страны и обеспечения технологического суверенитета? И что мешает более активному участию в рынке инвестора-частника? Барьеры, а также ключевые меры для развития отрасли обсудили участники первого открытого заседания Комиссии по венчурному финансированию Совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике.

Курс на суверенитет

Одна из ключевых сложностей развития венчурного рынка страны кроется в его специфичной модели. Проекты ранних стадий финансирует ограниченное число бизнес-ангелов, на поздних же стадиях успешные стартапы кооптируют корпорации, пояснил Артём Генкин, председатель Комиссии по венчурному финансированию Совета ТПП РФ, доктор экономических наук, профессор. А ведь фокусирование на сделках по приобретению стартапов поздних стадий не вполне характерно для венчурных инвестиций,

«Все выжившее, развившееся, ценное и годное уносят в свои закрома корпорации. Где венчурные фонды? Где синдикаты (5% — весьма незначительная доля рынка). Наконец, где массовый частный инвестор? И как их на этот рынок привлечь? Пока они там, скорее, эпизодические гости», — отмечает Артём Генкин.

Залогом развития могла бы стать большая активность венчурных фондов, синдикатов, причем на разных проектных стадиях. А также массового частного инвестора — количество физлиц, имеющих брокерские счета на Мосбирже, в июне 2025 года уже превысило 38 млн человек. Докладчик остановился на анализе возможной мотивации частного инвестора к вложениям в новые типы финансовых активов, помимо банковских вкладов и долговых ценных бумаг.

При этом венчурное финансирование является серьезнейшим драйвером в обеспечении технологического суверенитета страны — через развитие инновационных компаний, удержание в стране лучших кадров и снижение зависимости от иностранных решений, отметил Артём Генкин. А значит, развитие данного сектора остается одной из важнейших задач.

Долина ранних стадий

Впрочем, привлечение инвестиций в стартапы ранних стадий также не выглядит сверхдоступным, согласились участники встречи в ТПП.

«В отличие от зрелых стадий, на ранних стадиях стартапы испытывают нехватку капитала», — отмечает Виталий Полехин, президент Международной организации инвесторов INVESTORO.

Выходом может стать развитие инвестиционных платформ как инструментов краудинвестинга и краудлендинга, работа которых регулируется № 259-ФЗ.

«Это очень значимый и удобный инструмент, который нужно популяризировать и развивать, но осторожно, чтобы поддержать и сохранить доверие со стороны инвесторов», — говорит Наталья Воеводина, директор Центра банковского консалтинга и прикладных исследований Финансового университета при Правительстве РФ.

Для более активного развития ниши, считает она, в стране важно расширять экосистему стартапов, внедрять налоговые стимулы для инвесторов, развивать гибкие инструменты акционирования, поддерживать вторичный рынок и пр.

Трудности выхода

Однако ограничителем для притока в венчур инвесторов остаются сложности с выходом. До 2022 года участникам рынка удавалось зарабатывать за счет вывода проектов на рынки США и Европы с последующим экзитом, сегодня модель потеряла актуальность, напоминает Луиза Александрова, председатель Союза организаций бизнес-ангелов (СОБА).

Если количество экзитов на рынке по итогам I полугодия 2025 г. номинально и выросло на 57%, в денежном выражении их объемы снизились, отмечает Айк Джулакян, управляющий директор по партнерствам и коммуникациям Московского венчурного фонда. Меньшим стал и интерес бизнеса к слияниям и поглощениям.

Сложности создает и высокая ставка рефинансирования.

«Объяснить инвестору, почему имеет смысл вкладываться в более рисковые, пусть и более доходные по сравнению с депозитами проекты, достаточно сложно», — уточняет Луиза Александрова.

Впрочем, далеко не все сделки проходят открыто, цифры по рынку можно умножать на 3 или даже 4.

«Не все готовы делиться данными, большая часть сделок не учитывается в статистике», — отмечает Айк Джулакян.

Развитие — через законы

Отчасти рост рынка тормозит регулирование, не всегда успевающее за потребностями отрасли. Например, в индустрии отсутствует возможность создавать опционные программы, стимулирующие команды на развитие собственных проектов, есть сложности со структурированием сделок, обратила внимание Екатерина Захарова, партнер, руководитель венчурной практики ASB Consulting Group.

Трудности возникают и на этапе создания инвестфондов. Так, запустить фонд с инвесторами-физлицами можно только в формате ЗПИФ, что дорого с точки зрения администрирования. При этом существует удобный и понятный формат инвестиционного товарищества, но привлекать инвестиции частных лиц в него нельзя.

«С одной стороны, все хотят получить деньги частных инвесторов, но у нас нет инструментов для того, чтобы эти деньги принять качественно, без лишней бюрократии. Поэтому мы постоянно говорим о том, что инструмент договорно-инвестиционного товарищества нужно модернизировать», — отмечает Захарова.

Инвестора — под защиту

Отдельного внимания требует защита инвесторов-физлиц в венчурные проекты.

«Инвестор сегодня совершенно не защищен перед рынком», — отметил инвестиционный ментор Максим Печеник.

Одним из реальных способов мог бы стать открытый обмен опытом.

«Сегодня каждый новый участник проходит все тот же тернистый путь, новички вынуждены наступать на одни и те же грабли», — согласен Федор Шевцов, директор компании «ИнвестКонтроль».

По его мнению, лучшие практики несудебного и судебного взыскания стоит объединить в «Белую книгу». А для рынка разработать стандарты — по скорингу проектов, действиям в кризисных ситуациях и пр.

Отдельная задача — повышение финансовой и юридической грамотности участников рынка, в том числе основателей проектов.

«Какие бы условия мы не заложили в устав, в корпоративные договоры, по факту, когда придет момент обязательства выполнять, фаундер может сказать “всем спасибо, до свидания”», — напоминает Печеник.

От потребления к созданию

Несмотря на непростую ситуацию, участники встречи уверены — у венчура в стране есть будущее.

«По инвестициям в научные исследования относительно размера ВВП Россия находится примерно на одном уровне со странами-лидерами глобального рынка венчура. Пока научные разработки не вырастают именно в венчурные проекты, но это решаемая задача», — отметил Владимир Гамза, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике.

В любых странах максимальная корреляция объемов венчурного рынка отмечается с объемом ВВП, и по этому показателю на 2023 год объем венчурных инвестиций в России был ниже прогнозируемого в 72 раза.

«Для сравнения: в Китае показатель ниже в 1,8 раза, в Бразилии — в 3,8 раза. Для нас это было сигналом, что аномалия должна исправиться», — говорит Виталий Полехин.

Кроме того, в стране происходит «пересборка»: от открытого рынка потребления трансграничных технологических продуктов к закрытому рынку создания и потребления. И тренд неминуемо скажется на развитии венчура.

«В 2020 году Индия ввела запрет на использование китайских приложений, сначала на 59 ведущих решений, затем довела их количество до 200. За год индийский венчурный рынок вырос в 4 раза. У инвесторов пришло понимание, что процветание локальных цифровых решений неизбежно, поэтому нужно в них инвестировать», — напоминает Полехин.

Пространство для диалога

Участники встречи подсветили и множество других инициатив, реализация которых могла бы поддержать развитие венчурного рынка. Каждая из них требует детального обсуждения с участниками индустрии — инвесторами, проектами, фондами, регуляторами, юристами. Таким пространством обещает стать Комиссия ТПП РФ по венчурному финансированию, готовая сочетать законотворчество, экспертизу и просветительскую функцию.

В числе первоочередных инициатив площадки — широкий сбор предложений о барьерах и рисках, и, соответственно, выработка предложений по их нивелированию, в том числе на основе мониторинга глобальных практик. Также комиссия предполагает подготовить доклад в Госдуму и Совет Федерации о состоянии и перспективах венчурного рынка. Еще одним направлением может стать и работа с проектами предприятий системы торгово-промышленных палат страны.

«Наша цель — это стать удобной, комфортной, квалифицированной экспертной площадкой для конструктивного диалога между частными инвесторами, бизнесом и государством», — резюмировал председатель комиссии Артём Генкин.