Минэкономразвития готовит цифровую стыковку: маркетплейсы подключат к десяти госсистемам
Минэку и другим ведомствам предстоит масштабная работа по внедрению нового закона о платформенной экономике, включая интеграцию цифровых площадок с крупнейшими государственными информационными системами, сообщил глава Минэкономразвития Максим Решетников. Планируется интеграция с десятью ключевыми ГИС — от Роспатента и систем маркировки до Росаккредитации и сервисов декларирования. Министр подчеркнул, что отсроченное вступление закона в силу — до 1 октября 2026 года — позволит основательно подготовиться к этой интеграции.
Необходимо бороться «с недобросовестными практиками потребителей» в ПВЗ, считает Решетников. Сотрудники, наемные работники, не заинтересованы в отстаивании интересов продавцов и платформ. Министр отметил, что издержки, вызванные злоупотреблениями, в итоге перекладываются на производителей и продавцов через рост цен. Он считает, что корректное регулирование этой сферы могло бы стать инструментом снижения стоимости товаров.
Госдума утвердила закон о платформенной экономике вопреки критике
Глава ведомства подчеркнул, что именно платформенная занятость стала драйвером экономического роста в условиях нехватки рабочей силы, открыв новые возможности для удаленной работы и совместительства. По его словам, цифровые платформы обеспечили дополнительное использование трудовых и материальных ресурсов — например, автомобилей такси — и способствовали развитию логистической и складской инфраструктуры, что также стимулирует экспорт.
Решетников напомнил, что маркетплейсы можно рассматривать как эффективный экспортный инструмент: создавая товаропроводящие сети за рубежом, они помогают снижать транзакционные издержки и способствуют росту взаимной торговли. Однако он отметил и обратную сторону — склонность платформ к монополизации, что вынудило государство вмешаться для балансировки интересов участников рынка.
Замруководителя администрации президента Максим Орешкин добавил, что если маркетплейсы не урегулируют вопрос роста комиссий, вызывающий общественное недовольство, регуляторы будут вынуждены принять меры.
Для создания честной конкуренции между онлайн- и офлайн-ретейлом следует не усиливать давление на маркетплейсы, а ослаблять избыточное регулирование традиционной торговли, считает председатель «Деловой России» Алексей Репик. Он напомнил, что президент поручил разработать новую национальную модель торговой деятельности и обновить законодательство об офлайн-рознице. Сейчас ведомства во главе с Минпромторгом готовят изменения в закон о торговле, направленные на снижение административного давления на классические магазины и выравнивание условий с онлайн-площадками.
Эксперты подчеркивают, что интеграция платформ с государственными системами повысит прозрачность рынка и автоматизирует контроль за уплатой налогов и соблюдением законодательства. По словам директора департамента «Оптовая и розничная торговля» компании «Рексофт» Романа Соколова, передача данных напрямую в такие органы, как ФНС или Роструд, позволит учитывать стаж исполнителей и обеспечивать своевременное налогообложение. Председатель наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов уточнил, что в первую очередь речь идет о доступе к реестрам, подтверждающим действительность сертификатов и деклараций.
Эксперты считают, что интеграция цифровых платформ с государственными системами необходима для повышения прозрачности рынка, автоматизации контроля и сокращения бюрократии. Она позволит оперативно проверять документы, контролировать налоги и обмениваться данными между бизнесом и госорганами, снижая риск ошибок и коррупции. Такой подход ускорит обработку запросов и обеспечит более точное соблюдение законодательства.
Закон о платформенной экономике закрепляет эти принципы, вводя строгие требования к идентификации продавцов, защите данных и досудебному урегулированию споров. Одновременно обсуждаются поправки, направленные на устранение привилегий для аффилированных компаний и единые правила ценообразования.
Эксперты отмечают, что обмен налоговой и сертификационной информацией усилит контроль за происхождением товаров и добросовестностью участников рынка. Однако интеграция несет риски утечки конфиденциальных и коммерческих данных, поэтому необходимы четкие регламенты, распределение ответственности и комплексная система защиты информации.