После обращений бизнеса увеличивать налоговую нагрузку решили поэтапно

Правительство РФ одобрило поправки ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2026 год, вместе с которым рассматривались и изменения в Налоговый кодекс (НК), касающиеся малого и среднего предпринимательства и вызвавшие широкий резонанс в бизнес-сообществе. Премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что от депутатов, экспертов, общественных организаций поступило множество предложений, частично они учтены.

После обращений бизнеса увеличивать налоговую нагрузку решили поэтапно
© Российская Газета

В обсуждении поправок приняли участие и южноуральские работодатели, обеспокоенные резким увеличением налоговой нагрузки на субъекты МСП. Первоначальная эмоциональная реакция трансформировалась в конкретные предложения, когда в конце октября профильный комитет Союза промышленников и предпринимателей (СПП) Челябинской области собрался, чтобы обсудить готовящиеся поправки в НК. Чтобы смягчить возможные негативные последствия, южноуральцы высказались за поэтапные изменения, заметив при этом, что при всей важности наполнения бюджета столь серьезные шаги нуждаются в общественной экспертизе.

- Налоговые изменения принимаются порой в кратчайшие сроки, и даже профессионалы не всегда успевают их отслеживать. Бизнесу очень сложно ориентироваться в налоговых новациях, - выразил мнение коллег председатель комитета СПП Марк Гроо.

Напомним: речь об отмене льготных страховых взносов для МСП и их повышении с 15 до 30 процентов, а также о снижении порога доходов малого бизнеса, применяющего УСН и патенты, с 60 до 10 миллионов рублей. Предлагался такой вариант: если доход предпринимателя превысит 10 миллионов, он будет переведен на общую систему налогообложения с уплатой НДС, ставка которого с 2026 года вырастет до 22 процентов.

Бизнес-сообщество все же надеется "вскочить в последний вагон" - что его аргументы ко второму чтению будут услышаны. В том же ключе ранее высказалась "большая тройка" - РСПП, Торгово-промышленная палата и "Опора России", отправившие обращения законодателям. Аналогичной резолюцией завершилось и всероссийское совещание региональных уполномоченных по защите прав бизнеса, состоявшееся в октябре в Ярославле.

31 процент опрошенных предпринимателей настроен пессимистично - готов закрыть бизнес и работать по найму

Не оспаривая необходимость увеличения доходов бюджета для обеспечения обороны и безопасности государства, представители бизнеса констатировали: финансовая нагрузка ощутимо вырастет для 700 тысяч предпринимателей, то есть каждого десятого коммерсанта в стране, у которых и без того хватает проблем. Бизнес, в частности, сетует на рост издержек в связи с высокими ставками по кредитам, удорожанием сырья и комплектующих, а также на снижение потребительского спроса. К тому же расходы на бухгалтерские услуги, которые не требовались при "упрощенке", оцениваются в масштабах страны в 250-420 миллиардов рублей.

По прогнозу, в связи с неудовлетворительным финансовым положением малых компаний уровень одобрения кредитов для них может снизиться с 40 до 10 процентов (в первом полугодии 2025-го он уже упал на 21 процент в сравнении с аналогичным периодом прошлого года). В итоге 74 процента из 11 тысяч коммерсантов, опрошенных объединением работодателей, заявили о неизбежном повышении цен на свою продукцию и услуги, 31 процент вообще настроен пессимистично - готов закрыть бизнес и работать по найму, а о планах сократить персонал заявил каждый четвертый.

Общественники напоминают: после введения Западом санкций малый и средний бизнес активно участвовал в обеспечении технологического суверенитета страны, разработке новых технологий, создании отечественных брендов, формировании производственных цепочек с крупными компаниями. Но резкое ужесточение налоговой политики способно обнулить эти достижения. Результатом может стать уменьшение объема выручки МСБ и, соответственно, налоговых поступлений. Другими словами, эффект для бюджета может оказаться обратным.

Для микширования социально-экономических последствий "большая тройка" попросила государство рассмотреть возможность ограничения предельного размера дохода для плательщиков УСН не 10, а 30 миллионами рублей. По экспертным оценкам, тогда это коснется только 200 тысяч налогоплательщиков и не будет иметь столь существенных негативных последствий, при этом бюджет получит НДС в сумме 200 миллиардов рублей. Кроме того, было предложено ввести переходный период для адаптации малых предприятий, поскольку за два месяца изменить финансовое планирование и стратегию хозяйствования невозможно.

Южноуральский бизнес присоединил свой голос к обращениям "старших товарищей" и внес конкретные предложения. Скажем, о том, что переходный период по увеличению страховых взносов стоит предусмотреть такой: с 15 до 22,5 процента в следующем году и до 30 - в 2028-м. Предложено также несколько вариантов снижения порога доходов МСП при переводе в разряд плательщиков НДС, например такой: начиная с учета выручки по итогам 2026 года в 50 миллионов рублей и далее каждый год с шагом 10 миллионов. При этом любые пороговые значения необходимо ежегодно корректировать на коэффициент-дефлятор.

Правительство услышало голос предпринимателей, показав, что настроено на конструктивный диалог.

- Нам очень важна обратная связь, когда предлагаются такие судьбоносные изменения в налоговой сфере. Все понимают, что предложения минфина и ФНС вызывают сомнения. К счастью, после обращения ведущих предпринимательских объединений и бизнес-омбудсменов спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил о необходимости внесения изменений ко второму чтению. Я надеюсь, что МСП дадут переходный период и введение новаций будет поэтапным, - отмечает уполномоченный по защите прав предпринимателей Челябинской области Александр Гончаров.

Новый вариант, обнародованный после согласительного процесса, действительно предполагает чуть менее травматичный переход МСБ на НДС: со следующего года - при доходе свыше 20 миллионов рублей, с 2027-го - 15, с 2028-го - 10. Чтобы исключить возможные риски, для налогоплательщиков, которые впервые допустят нарушение при выплате НДС в соответствии с новыми нормами, предусмотрен мораторий на привлечение к ответственности. Учтено и предложение бизнеса о сохранении возможности применения патентной системы налогообложения для розничной стационарной торговли в сельских и труднодоступных населенных пунктах. Кроме того, сохраняется льготный режим уплаты НДС для ИТ-компаний при реализации прав на собственные разработки.