В Росфинмониторинге рассказали, как собираются искоренить отмывание денег

Федеральная служба финансового мониторинга регулярно обновляет перечень государств, денежные переводы из которых подлежат обязательному контролю. Теперь эту информацию финразведка разместит на своем сайте в личных кабинетах филиалов иностранных банков, а также разошлет им по электронной почте не позднее пяти рабочих дней после обновления списка. Такой приказ ведомства размещен на портале официально опубликованных правовых актов. В пресс-службе Росфинмониторинга пояснили «Парламентской газете», как нововведение поможет бороться с финансовыми преступниками.

В Росфинмониторинге рассказали, как собираются искоренить отмывание денег
© Парламентская газета

Усиление защиты

По данным Центробанка, благодаря слаженной работе регулятора и Росфинмониторинга объем вывода денег за рубеж в банковском секторе сократился с 816 миллиардов рублей в 2014 году до 25,6 миллиарда в 2024-м. Значительно снизились и масштабы обналички — с 681 до 44,2 миллиарда рублей. Но хотя незаконных финансовых операций, часто имеющих трансграничный характер, стало меньше, победить это зло до конца еще не удалось.

Своим приказом № 123 от 17.06.2025 Росфинмониторинг усилил контроль операций с картами иностранных банков, которые могут быть связаны с риском отмывания денег или финансирования запрещенной деятельности. В пресс-службе ведомства отметили, что приказ появился взамен предыдущего «в связи с необходимостью распространения на филиалы иностранных банков существующего порядка доведения соответствующего перечня».

Так, филиалам иностранных банков предоставят перечень государств, переводы из которых физическим или юридическим лицам (за исключением кредитных организаций), а также иностранным структурам без образования юрлица подлежат обязательному контролю. Этот список разместят в личном кабинете филиала зарубежного банка на официальном сайте Росфинмониторинга. Одновременно его отправят на электронную почту организации не позднее пяти рабочих дней после утверждения перечня.

В личном кабинете в файле со списком укажут срок, когда следует начать применять этот перечень, он не может быть менее сорока календарных дней со дня вступления документа в силу.

«Никаких дополнительных положений, усиливающих обязательный контроль за операциями с платежными картами, выпущенными иностранными банками, приказ 123 не содержит», — уточнили в пресс-службе федеральной службы.

Контроль нерезидентов

Решение Росфинмониторинга вызвано тем, что в последнее время правонарушители ищут новые способы финансирования сомнительных операций, в том числе связанных с преступной и террористической деятельностью, объяснил «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков:

«Очевидно, что здесь нужен дополнительный контроль. Необходимо перекрывать все эти потоки, и мы будем этим заниматься в рамках борьбы с преступными элементами и террористическими группами».

Ранее Росфинмониторинг поддержал предложение ЦБ усилить контроль валютных операций нерезидентов для противодействия отмыванию денег через иностранные компании и операции с векселями. Изменения расширяют учет транзакций, что повысит прозрачность операций с участием нерезидентов, сообщил РБК со ссылкой на пресс-службу финразведки.

Также ЦБ планирует создать специальную систему кодирования операций нерезидентов в иностранной валюте, проходящих через российские банки, а также расчетов с использованием векселей, драгоценных металлов и цифровых финансовых активов. Это позволит отслеживать финансовые потоки, поскольку действующий валютный контроль распространяется преимущественно на операции резидентов и сделки нерезидентов в рублях. Речь идет именно об учете нового перечня транзакций, а не о дополнительных ограничениях для операций резидентов и нерезидентов, пояснили в Банке России.

Под видом купли-продажи векселей деньги могут переводиться между организациями или физическими лицами как внутри страны, так и за рубеж. В финразведке также пояснили, что векселя подставных юридических лиц сегодня активно используются для расчетов между третьими сторонами. Аналогичные риски есть и у операций, связанных с приобретением драгоценных металлов и камней, а также ювелирных изделий из них.