В октябре российская сфера услуг показала бурный рост
В октябре российская сфера услуг показала сильнейший рост активности с мая этого года. Индекс PMI вырос почти на пять пунктов по сравнению с сентябрем. Тогда он составлял 47 пунктов, а в октябре — уже 51,7, показывают данные S&P Global. Таким образом, показатель поднялся выше отметки 50 пунктов, что указывает на рост деловой активности.
Бизнес ФМ спросила у предпринимателей, ощущают ли они этот рост в своих отраслях.
Президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, руководитель сети фитнес-клубов World Gym в России Ольга Киселева
«Мы понимаем, что деловая активность в целом, наверное, по всем бизнесам растет, но фитнес-индустрия, начиная с начала 2022 года, увеличивает объемы рынка, и, соответственно, рост деловой активности в целом по отрасли явно происходит. Поэтому для нас это не новость в этом году или в этом периоде, для нас это стандартная ситуация последних трех лет. У фитнеса стандартная сезонность, люди начинают заниматься своим телом после лета, в конце августа — начале сентября, и все до новогодних праздников происходит с точки зрения того, что нужно быстро пойти в тренажерный зал. Поэтому сезонная активность очевидно есть, она спадет в начале января, под новогодние праздники и опять вырастет в конце января — начале февраля до лета».
***
Владелец бара Delicatessen и пиццерии Supernova Вячеслав Ланкин
«Есть небольшое повышение, но я не знаю, что влияет на это, скорее всего, погода. Осень — это всегда повышение активности по сравнению с концом лета, особенно по сравнению с межсезоньем. Кажется, все уже вернулись, а следующие еще не полетели в отпуск, поэтому куда-то надо деваться. Год к году как смотреть? Цены повышаются, просто поэтому чисто физически сумма увеличивается, но это не говорит о повышении прибыли. Сейчас все стало дороже, и цены стали выше, поэтому по массе, конечно, год к году стало больше оборота. Это не значит, что прибыли стало больше».
***
Президент компании Baon, работающей в сфере ретейла, Илья Ярошенко
«Чувствую ли я какой-то рост деловой активности в нашей фэшн-ретейл-сфере? Не чувствую. Это прекрасно, что у кого-то есть такой рост, значит, когда-то до нас эти деньги дойдут. Но пока все грустно. Для сферы фэшн очень важна погода, чтобы была как минимум климатическая норма, а лучше с опережением, тогда товары лучше берут, в начале сезона, когда все идет по полной цене, с минимальными скидками и акциями. А потом День холостяка, дальше Черная пятница — и все, уходим в глубокие скидки, маржи уже нет, забыли, что это такое. Прошлой зимы просто не было, а товар был закуплен по курсу 100 рублей за доллар, и он лежит на складах. Кто-то распродал, кто-то хранил весь год, попадал на остатки по кредитам, на хранение, на логистику. Сейчас если кто-то ожидал, что этот товар пойдет, то он не пошел. Соответственно, также будут скидки, любой ценой его нужно будет продать. Товар осень-зима этого года также был закуплен по курсу, близкому к 100 рублей за доллар, а тут проблемы с реализацией, потому что нет сезона. Общее снижение спроса, катастрофическое снижение трафика в офлайн-рознице, онлайн растет, хорошо, туда переходят потоки, но там растут и комиссии, поэтому отвечу за весь фэшн-рынок: не все так радостно».
***
Гендиректор гостиницы «Адмиралтейская» Ольга Киселева
«Безусловно, замечаем, что подрастает деловая активность, находимся в районе, где у нас крупные производственные объекты, поэтому сейчас видим, что действительно появляются гости, которые приезжают на работу, связанную со своими производственными потребностями, это всегда очень хорошо для отельной сферы. Наш бизнес волатильный, зависит очень сильно от сезонности, и подобного рода активность, как правило, происходит в низкий сезон, и это наш основной источник для выживания».
Как отмечают аналитики S&P Global, ряд респондентов в сфере услуг отметили сложные финансовые условия у клиентов, тогда как другие указали на признаки улучшения спроса.