о встрече нефтяных министров ОПЕК+
«Главным в происходящем — что и подтвердило вчерашнее заседание «большой нефтяной восьмёрки», — несомненно, является как раз тот факт, что страны ОПЕК+ продолжают и под серьёзным американским давлением действовать по своему собственному плану. Без привязки к внешним обстоятельствам и стратегии третьих стран, включая любые американские санкции».
В преддверии воскресного онлайн-заседания «большой восьмёрки ОПЕК+», на котором восемь ведущих нефтедобывающих стран ОПЕК+, включая Россию и Саудовскую Аравию, должны были принять решение о плане по добыче нефти на декабрь, едва ли не самым интересным для политизированной публики был вопрос, как отреагируют ведущие страны нефтедобывающего альянса на громогласно объявленные американским Минфином рестрикции, наложенные США на российских нефтяных гигантов.
Что ж, несмотря на очевидные и даже где-то отчаянные надежды отдельных западных политиков, как, в принципе, и ожидалось, ведущие страны — производители нефти отреагировали на эти санкции, что называется, приблизительно никак.
И чего-то другого было как-то довольно опрометчиво ожидать.
Напомним, что ещё в начале 2024 года восемь ведущих стран-производителей, входящих в ОПЕК+, а именно Россия, Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Казахстан, Алжир, Оман и Кувейт, добровольно сократили добычу нефти суммарно на 2,2 млн баррелей в сутки (б/с).
С апреля 2025 года эти страны, что называется, сменили вектор и начали постепенно возвращать на рынок сокращённые ранее объёмы, после чего в сентябре текущего года «большая восьмёрка ОПЕК+» полностью вышла из добровольных сокращений в 2,2 млн б/с — на год раньше изначального плана.
Но и это ещё не всё.
В октябре текущего года «большая восьмёрка» постепенно начала отказываться и от дополнительного сокращения добычи нефти на 1,65 млн б/с, согласовав её увеличение на 137 тыс. б/с. Такое сокращение было в ноябре, вот и на декабрь также было принято решение об увеличении добычи на те же 137 тыс. б/с (если кому интересно, Россия теперь может добывать на 41 тыс. б/с больше, чем в ноябре): этого вполне довольно для влияния на рыночные цены, согласно ранее принятому плану, но явно недостаточно, чтобы заменить на глобальных рынках российскую нефть, которая, по замыслу заокеанских стратегов, должна была с этих рынков посредством американских санкций, уже прозванных по имени главы американского Минфина «рестрикциями Бессента», куда-то вообще уйти. Более того, дальнейшее повышение добычи в январе — марте решено пока приостановить. Что ж, этого и следовало ожидать: в то, что западные антироссийские санкции будут работать, не верят не только Китай и Индия, но и ведущие мировые производители нефти, именно поэтому вовсе не собирающиеся эту российскую нефть на рынках хоть чем-нибудь замещать.
Тут интереснее другое.
Если страны ОПЕК+ почему-то в очередной раз отказываются от «очень выгодной», с точки зрения Минфина США, и старательно лоббируемой глобалистами идеи вытеснения с рынков «русских объёмов», то никакого шанса американской «сланцевой нефти» эти страны, и в первую очередь Королевство Саудовская Аравия, оставлять совершенно точно не собираются. И плановое увеличение добычи на 137 млн б/с, несмотря на наметившийся на рынках довольно серьёзный текущий профицит, тому наилучшее подтверждение: даже вызванное ростом объёмов сравнительно небольшое падение цены на средиземноморские сорта в диапазоне до $10—15 уведёт американскую «сланцевую добычу» ниже себестоимости.
И никакой ни русофилии, ни тем более, скажем так, американофобии со стороны саудитов тут, в общем-то, нет. Просто в реальной, а не виртуально-биржевой жизни добываемые саудитами эталонные сорта нефти с тяжёлым и сернистым российским Urals и чисто технически не соперничают, а вот с той же американской WTI (в девичестве — Texas Light Sweet) они на глобальных рынках именно что злейшие конкуренты.
Поэтому и с традиционных для арабов премиальных рынков Юго-Восточной Азии во время недавнего сокращения объёмов добычи их ведь не русские «предательски» вытесняли, а именно «дружественные» американцы.
Вот и пришла пора возвращать награбленное. А ради этого какое-то время и арабы, и мы готовы потерпеть и некоторое снижение цен на наш ведущий экспортный товар: эта овчинка выделки точно стоит, с какой стороны ни посмотри. Причём, если говорить о российской добыче энергоносителей, для нас тут есть и дополнительный бонус: добыча из сланцев нефти и газа в США очень взаимосвязана, более того, падение добычи нефти тут же вызовет и падение газовой добычи. Просто тут работают всё те же вопросы отраслевой рентабельности, причём лидером в «сланцевой связке» нефть/газ всё-таки очевидно является нефть. Но это уже так, частности.
Приятные, но не определяющие — типа знаменитой вишенки на известном кондитерском изделии.
Главным же в происходящем — что и подтвердило сегодняшнее заседание «большой нефтяной восьмёрки», — несомненно, является как раз тот факт, что страны ОПЕК+ продолжают и под серьёзным американским давлением действовать по своему собственному плану. Без привязки к внешним обстоятельствам и стратегии третьих стран, включая любые американские санкции». И никаких изменений ожидать тут в ближайшей исторической перспективе, в общем-то, не приходится, кто бы этого ни желал.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.