Эксперт Малков назвал причины снижения добычи газа в России
По итогам девяти месяцев этого года добыча природного газа в России снизилась на 3,6%, попутного нефтяного газа (ПНГ) - на 4,4%, а производство сжиженного природного газа (СПГ) просело на 5,2% по сравнению с тем же периодом 2024 года. Такие данные опубликовал Росстат.
Основной причиной сокращения добычи природного газа стало снижение экспорта в Европу из-за остановки транзита через Украину. В 2024 году по этому маршруту было отправлено около 15 млрд кубометров газа. Часть потерянных объемов удалось компенсировать на восточном направлении. На максимальную мощность в декабре прошлого года вышел газопровод "Сила Сибири" в Китай (38 млрд кубометров). В 2024 году по нему было поставлено 31 млрд кубометров. Также увеличились объемы закачки газа в российские подземные хранилища газа (ПХГ), но полностью нивелировать потерю украинского транзита не удалось.
В отношении ПНГ, который получают при добыче нефти, снижение его производства эксперты связывают с выполнением нашей страной условий сделки ОПЕК+. По словам партнера Kept, руководителя практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Максима Малкова, виноваты в этом снижение добычи нефти, а также увеличение использования ПНГ на нужды обратной закачки в пласт. Ожидается, что по итогам 2025 года добыча нефти в России снизится примерно на 1% к уровню прошлого года - главным образом, по причине выполнения обязательств в рамках ОПЕК+.
При этом доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, замечает, что, несмотря на снижение добычи ПНГ, объемы его сжигания растут (это негативно влияет на экологию). Согласно статистике, они за первое полугодие увеличились на 6,8% год к году и достигли 12,3 млрд кубометров. Тенденцию можно объяснить отсутствием экономических стимулов у добывающих компаний для инвестиций мощности по улавливанию газа. Впрочем, эта проблема носит общемировой характер - так, в 2024 году масштабы сжигания ПНГ в мире превысили 150 млрд кубометров, что стало самым высоким уровнем за почти 20 последних лет, приводит данные эксперт.
Что касается СПГ, то, по мнению Малкова, снижение производства в этому году было связано с ограничениями на работу проектов в балтийском бассейне (заводы "Портовая СПГ" и "Криогаз-Высоцк"). Требовалось время, чтобы перенастроить логистику отгрузок, потому что ранее эти проекты работали в основном на европейский рынок. Слова эксперта подтверждают факты: в октябре в СМИ появились сообщения, что завод "Портовая СПГ" возобновил отгрузки.
Остается только понять, насколько долгосрочна тенденция спада добычи газа в стране. Производство уже снижалось в 2022-м и 2023 году (на 11,7% и 5,5%, соответственно), когда Россия потеряла большую часть европейского рынка. В 2024 году был зафиксирован рост на 7,4%, и вот опять проседание. Причем в ЕС уже согласовали окончательный отказ от российского газа, в том числе СПГ, и ввели санкции, затрудняющие его транспортировку до других покупателей. США же и вовсе применили санкции в отношение всех наших проектов СПГ, кроме первых двух: "Сахалин-2" и "Ямал СПГ", полностью запущенных до 2022 года.
Малков считает, что, учитывая риски дальнейшего снижения поставок российского газа в Европу, возможно соответствующее снижение добычи. С другой стороны, будет максимизировано потребление на внутреннем рынке газа в России, а также продолжится рост поставок в Среднюю Азию и в Китай в рамках доступных мощностей газопроводов. По этой причине глубокого падения добычи газа в России ожидать не нужно. Колебания в добыче будут определяться рыночной ситуацией, погодными факторами и экспортными условиями.
По словам Андрианова, сейчас продолжаются поставки трубопроводного газа в Европу из РФ по "Турецкому потоку", но сохранятся ли они в 2026 году - интрига. С 1 января 2026 года Болгария не должна пропускать транзитом через свою территорию российский газ в Сербию, которая не является членом ЕС. Следовательно, газ могут не получить также Венгрия и Словакия, куда он идет через Сербию. Как на практике будет действовать данное ограничение, пока непонятно. Но даже если предположить, что трубопроводные поставки газа из РФ в Европу полностью прекратятся, объем данных потерь для национального газового баланса будет не столь значительным - по итогам 2024 года поставки по "Турецкому потоку" составили 16,7 млрд кубометров. К тому же возможно сохранение этих объемов за счет перепродажи газа турецким или иным трейдерам, которые уже сами будут договариваться с европейскими покупателями (здесь, опять-таки, многое будет зависеть от практики применения санкций). Параллельно растет газопотребление в России. В 2024 году оно составило 390 млрд кубометров, а в этом году ожидается новый исторический рекорд. Но тут также многое зависит от темпов газификации и от динамики роста тарифов на голубое топливо.
В отношении объемов производства СПГ замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что дальнейшего снижения не будет. Последний, 19-й пакет санкций ЕС, в который вошел план по отказу от российского газа, не повлияет на отгрузку СПГ в следующем году, если только не будет новых блокирующих санкций со стороны США, уверен эксперт.
Схожая точка зрения у Андрианова. Наш СПГ может быть перераспределен на рынки Азии, Африки и Латинской Америки. Но есть и тревожные факторы, добавляет эксперт. К примеру, усиливающаяся конкуренция на этом рынке. К 2030 году в мире ожидается пуск целого ряда новых СПГ-заводов, и под ударом оказываются перспективы новых российских проектов, в частности "Арктик СПГ - 2". Поэтому надо либо искать долгосрочных надежных покупателей, либо переориентировать часть перспективных мощностей на производство газохимической продукции, поясняет эксперт.