Среди депутатов не нашлось любителей устриц: проект бюджета утвержден в первом чтении
Госдума поддержала законопроект о бюджете на 2026-28 гг. в первом чтении. Воздержались коммунисты и эсеры, но скорее для порядка. "Я вас не критикую!" - с вызовом заявил главе Минфина Геннадий Зюганов. Основные претензии оказались адресованы главе Центробанка, которая, по мнению депутатов, высокой ключевой ставкой создала проблемы для экономики и бюджета, но не победила инфляцию. На следующей неделе Эльвире Набиуллиной предстоит лично объясняться с народными избранниками.

Вячеслав Володин, открывая пленарку, честно предупредил, что работа предстоит непростая. В повестке 10 законопроектов, и все они входят в так называемый бюджетный пакет. «Будем их рассматривать в комплексе. Общая продолжительность составит 9 часов 42 минуты. Но все зависит от нас, исходя из того, что огромная работа уже проделана в комитетах», - спикер Госдумы прозрачно намекал, что можно закончить и побыстрее - было бы желание.
Желание возникло в первую очередь у главы Минфина Антона Силуанова, которые последние две недели практически прописался в парламенте. Его выступление по параметрам бюджета оказалось ровно вдвое короче, чем обычно. Основные тезисы, цифры (уже многократно озвученные) и приоритеты. Никакой лирики. Ещё более конкретно высказался глава Счётной палаты Борис Ковальчук, обозначивший два главных отличия нового бюджета от нынешнего - изменение налоговой нагрузки и финансирование новых нацпроектов. Что касается приоритетов, то они не изменились - это социалка, обеспечение потребностей обороны и безопасности, поддержка участников СВО и их семей, а также поступательное достижение национальных целей развития. В 2026-м году рост экономики продолжит балансировать в районе 1%, но дальше снова случится взлёт до 2,8% и 2,5%, который, как надеются власти, обеспечит внутренний спрос. Инфляция при этом должна вернуться к базовому значению 4-4,5%. Впрочем, аналогичные радужные перспективы чиновники рисовали перед депутатами и в прошлом году. Однако все ключевые цифры прогноза в результате оказались ошибочными.
На это обратил внимание глава КПРФ Геннадий Зюганов. Указав, что для избирателей цены в текущем году вырастут вовсе не на 6,8%, а на 15-20%, он отметил, что макроэкономический прогноз 2026 года страдает той же болезнью, а бюджет нацелен на повальное увеличение фискальной нагрузки. «Поборы замучили! В лес - нельзя! Рыбу ловить - нельзя! Машину поставил - тоже нельзя! Теперь уже до детей добрались. Никогда не слышал столько возмущения от избирателей», - посетовал Зюганов.
Других парламентариев тоже больше всего взволновали налоги. Как известно, проект бюджета предусматривает увеличение базовой ставки НДС до 22%, снижение порога прибыли для применения «упрощенки» и корректировку льгот по страховым взносам для малого бизнеса. Депутаты попросили Антона Силуанова оставить в покое едва живую из-за высокой ключевой ставки промышленность и ввести повышенное налогообложение для непроизводственной сферы, в первую очередь для ритейла («С жиру уже бесятся, бесплатную доставку людям дают») и банков, прибыль которых достигла 38 трлн руб. Однако глава Минфина на защиту банковского сектора встал грудью. «Банки - это основа расчётов, основа финансовой системы страны. Если мы будем увеличивать дополнительные изъятия из банков, то по сути, лишим их возможности увеличивать капитал, который необходим для кредитования экономики. Поэтому предложение об увеличении налогов на банки мы не поддерживаем, поскольку это может навредить нашей экономике», - очень уверенно, хотя и не совсем понятно объяснил Силуанов.
Более благосклонно глава Минфина отреагировал на другое, тоже хорошо известное предложение оппозиционных фракций - ввести налог на роскошь. «Этот вопрос можно рассматривать», - согласился министр. Но во-первых не сегодня, а «в будущие периоды». А во-вторых, такой налог «не приведёт к большим дополнительным поступлениям». Ещё одну идею - забрать у нефтегазового сектора не 9 трлн из 16 трлн руб экспортных доходов, а больше - Силуанов даже комментировать не стал. Неоднократно уже говорилось (в том числе с трибуны ГД), что «нельзя резать курицу, несущую золотые яйца».
Вячеслав Володин в связи с обсуждением налога на роскошь вспомнил про устрицы. «У кого в рационе есть устрицы? Руки поднимите!», - обратился он к залу. Но депутаты признаваться в любви к деликатесам не спешили и правильно делали. Потому что любители устриц, по словам спикера, должны «платить за них другую цену». «Вот такой подход должен быть. И когда речь идёт о налогообложении сверхдоходов, скорее всего все согласятся с нельготным обложением и этого продукта», - заявил Володин.
Из полунамеков спикера следовало, что на его вчерашней встрече с Михаилом Мишустиным обсуждались в том числе возможные уступки бизнесу в налоговой сфере. Они будут сформулированы профильным комитетом ГД в виде поправок ко второму чтению бюджета. «Это ряд решений, которые направлены либо на корректировку, либо на смягчение режима, предложенного правительством», - сообщил Володин. По его словам, депутаты попросят Минфин предусмотреть более плавный переход с упрощенной системы налогообложения на НДС для малого и среднего бизнеса, а также сохранить патентную систему для предприятий торговли, работающих на сельских и труднодоступных территориях, и льготы по страховым взносам для приоритетных МП.