«Турецкий поток» против Брюсселя: Станет ли Сербия новым исключением из правил ЕС
Председатель парламента Сербии Ана Брнабич заявила, что запрет Евросоюза на транзит российского газа через свою территорию может стать катастрофой для Сербии. Хотя, как уточнила спикер, кроме российского газа через «Турецкий поток» и газотранспортную систему Болгарии, Сербия получает природный газ и из Азербайджана. При этом действующий договор о поставках российского газа покрывает более 80 процентов внутренних потребностей страны.

Брнабич призналась, что пока не видит выхода из создавшейся ситуации. Есть ли он вообще? Положение дел прояснил для «МК» политолог, руководитель проекта «Балканист» Олег Бондаренко.
- Олег Владимирович, насколько прекращение поставок российского газа действительно критично для Сербии?
- Конечно, это будет очень критично, потому что Сербия не имеет альтернативных источников газоснабжения. Никакого другого природного газа, кроме российского, она, по большому счету, не получает. Азербайджанский газ, о котором много говорили – это, скорее, миф – его физически там нет. Если Сербию отрезать от российского газа, она элементарно замерзнет.
Другое дело, что, скорее всего, будут найдены какие-то механизмы исключения из общего правила – как для Венгрии, так и для Сербии. Но с учетом того тайминга, который обозначен в директиве Еврокомиссии, сроки поставлены очень жесткие (согласно плану Совета ЕС по отказу от импорта российского газа, этот отказ будет поэтапным: запрет вводится с 1 января 2026 года с сохранением переходного периода для действующих контрактов. Краткосрочные контракты, заключенные до 17 июня 2025 года, могут действовать до 17 июня 2026 года, долгосрочные — до 1 января 2028-го. – Авт.). Проблема в том, что у Сербии сейчас нет долгосрочного контракта с Газпромом – текущий контракт подписан до 31 декабря.
- Как теперь могут развиваться события?
- Очевидно, надо дождаться заключения нового контракта – это должно произойти до конца года. Станет ясно и то, какие исключения для Венгрии, Сербии, Чехии, Словакии и Австрии сделает Еврокомиссия – как для стран, не имеющих выхода к морю. Ситуация, конечно, тяжелая, но не безнадежная.