Правительство недобрало почти триллион рублей налогов из-за падения импорта
Правительство получило на 952 млрд рублей меньше от налога на добавленную стоимость (НДС) на товары, ввозимые в Россию, чем планировало в июне 2025 года, следует из заключения Счетной палаты (СП). Пересмотр этой статьи внес наибольший вклад в повышение прогноза дефицита бюджета.
В конце сентября Минфин представил очередные поправки в закон о бюджете на 2025 года. Согласно им, дефицит вырос на 1,9 трлн рублей, до 5,73 трлн или 2,6% ВВП. Причиной изменений стал пересмотр прогноза по ненефтегазовым доходам. Они сократились на 2,3 трлн рублей, в то время как нефтегазовые доходы увеличились на 336,5 млрд рублей, а расходы не изменились.
Как следует из разбивки ненефтегазовых доходов, представленной СП, больше половины сокращения пришлось на импортные сборы — около 1,2 трлн рублей. Среди них ключевую роль сыграл ввозной НДС. Его недобрали в первую очередь из-за сокращения импорта в рублевом выражении, а также изменения структуры ввоза — в том числе облагаемого НДС, объясняет СП.
Схожее объяснение привел комитет Госдумы по бюджету и налогам в пояснительной записке к законопроекту. Однако в ней данные по НДС не разделяются на ввозной и внутренний. Последний, по оценкам СП, отклонился от планов более умеренно, на 235 млрд рублей из-за замедления роста экономики.
Еще порядка 440 млрд рублей правительство недополучило от утилизационного сбора. Как объясняют СП, сокращение «в основном обусловлено снижением объемов ввоза и производства транспортных средств». В пояснительной записке недобор объясняется «более медленным восстановлением импорта и более низкими объемами производства, чем прогнозировались».
Согласно статистике на сайте Федеральной таможенной службы, импорт в Россию в январе-августе 2025 года составил $177,9 млрд, что на 0,1% ниже, чем годом ранее. По данным ЦБ, в августе в страну ввезли товаров на $24 млрд — на 7,3% меньше результата того же месяца 2024 года.
При этом Минфин понизил оценку среднего курса рубля за год до 86,1 за доллар США с 94,3 в июньском прогнозе. Курс стал укрепляться из-за сокращения импорта и одновременно сохранения прогнозов по экспортным поступлениям валюты, отметил министр финансов Антон Силуанов, выступая 15 октября в Госдуме. «Усиление и укрепление денежно-кредитной политики [Банка России] привело к укреплению курса и соответствующим последствиям для экономики и, в том числе, для доходов бюджета», — объяснил он.
В Госдуме Силуанова также спросили о причинах сокращения доходов от утильсбора по сравнению с ранним планом. «Это изменение и стоимости денег в экономике, и поведение тех, кто закупал технику, автомобили. Большой объем был закуплен в прошлом году и сокращение соответственно произошло в текущем году по известным нам причинам», — ответил он. В 2024 году россияне стремились приобрести автомобили до значительного повышения утильсбора с 1 октября, поскольку опасались их подорожания. В частности, на этом фоне активно росло автокредитование. По итогам года банки выдали займы на автомобили на рекордные 2,2 трлн рублей.
Последствия повышения утильсбора видны и в прогнозе доходов от таможенных пошлин, уплачиваемых физическими лицами. По сравнению с июнем, он был повышен в 1,3 раза или на 60,8 млрд рублей больше, чем планировались. Как объясняет СП, прогноз был пересмотрен из-за изменения налогооблагаемых импорта и экспорта, фактических и прогнозируемых объемов ввоза автомобилей. Это произошло «в том числе на фоне повышения ставок утилизационного сбора и перераспределения объемов ввоза автомобилей в пользу физических лиц»: для машин, ввезенных физлицами для личного пользования, утильсбор применяется по льготной ставке.
Другим крупным источником средств, который превысил ожидания Минфина, стали штрафы, санкции и возмещение ущерба — они принесут в бюджет на 53,2 млрд рублей больше, чем планировалось. Комитет Госдумы по бюджету объяснил это в первую очередь «разовыми поступлениями». Также благодаря высокой ключевой ставке и улучшению налогового контроля был повышен прогноз по пеням и процентам.
Рост дефицита бюджета стал существенной проблемой, для решения которой со следующего года Минфин предлагает ужесточить налоговый режим. В частности, НДС будет повышен с 20% до 22%. Ключевой же причиной власти называют не столько снижение доходов, сколько рост расходов. «Доходы не успевают за расходами», — отметил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Сам Минфин объяснил повышение НДС необходимостью финансировать оборону и безопасность.