Сможет ли закон о целевой подготовке медиков решить проблему кадрового дефицита
Госдума рассмотрит законопроект, направленный на преодоление кадрового дефицита в системе здравоохранения, - он уже прошел первое чтение.
Сегодня 170 вузов и научных организаций готовят медицинский персонал за счет федерального и региональных бюджетов. Однако, как указывается в пояснительной записке, закрепление специалистов по-прежнему остается проблемой: около 35 процентов выпускников медицинских вузов и 40 процентов медсестер и фельдшеров после получения диплома не трудоустраиваются в государственные или муниципальные учреждения.
Главный врач Скандинавского центра здоровья Наталья Гаврилова считает, что новая инициатива способна изменить ситуацию: "Целевое обучение - это важное и полезное решение для российского здравоохранения. Полезно как для организации, в которую потом придет работать молодой сотрудник, так и для самого врача, поскольку многие лечебные учреждения не любят брать на работу врачей без опыта работы".
По ее словам, законопроект направлен прежде всего на малые города и сельские районы, где нехватка кадров наиболее ощутима. "Это может оптимально решить проблему нехватки врачей в малых городах и сельской местности. А для многих талантливых школьников из регионов целевое обучение - единственный способ поступить в престижный столичный или региональный вуз", - отмечает Гаврилова.
Эксперт также подчеркивает, что нынешняя система целевой подготовки часто не работает: при желании целевики после выпуска находят способы разорвать договор, часто через суд, и не едут на место работы, так что регион теряет и деньги, и кадры. В новом законопроекте прописано ужесточение ответственности и создание юридически безупречного механизма, который сделает уклонение от отработки практически невозможным.
Руководитель комиссии по труду, охране здоровья и качеству жизни граждан Общественной палаты Сабина Забирова видит в документе стратегический инструмент кадровой политики в здравоохранении, направленный на системное решение проблемы неравномерного распределения медицинских кадров. По ее словам, его реализация позволит гарантировать укомплектованность штата первичного звена и сельских учреждений здравоохранения, где наблюдается наиболее острый дефицит специалистов.
Но не все собеседники "РГ" столь оптимистичны. Консультант лаборатории Lab4U, к.м.н. Екатерина Гергесова считает, что инициатива хоть и направлена на преодоление кадрового дефицита, но проблема дефицита медицинских кадров в наибольшей степени связана с ситуацией в регионах - низким уровнем жизни. Пока они не будут улучшены, обязательная отработка не приведет к закреплению специалистов на таких территориях. А член Общественного совета при Минобрнауки РФ, к.э.н. Инна Литвиненко считает, что отработка в течение трех лет по полученной специальности позволит обеспечить сферу кадрами.
Отработка в течение трех лет позволит обеспечить здравоохранение кадрами, но не создаст грамотной мотивации и системы управления персоналом
Однако это не решит проблемы создания грамотной системы мотивации и управления медицинским персоналом.
Кроме того, Литвиненко обращает внимание на юридические нюансы: "Второй момент связан с легитимностью предлагаемого трехкратного финансового возмещения в случае отказа от обязательной отработки. Как сам механизм расчета данной суммы, так и юридические основания для его осуществления непонятны".
Свои опасения высказывает и Наталья Гаврилова. "За 6-8 лет учебы жизнь студента может кардинально измениться: создание семьи, рождение детей, проблемы со здоровьем у самого студента или его близких. Жесткие обязательства по договору не оставляют пространства для человека в этих ситуациях", - говорит эксперт.
Еще более жестко оценивает перспективы реализации решения терапевт и основатель мобильного приложения "Справочник врача" Константин Хоманов: "Специалисты приходят в систему здравоохранения, но испытывают разочарование от высокой нагрузки, небольшой зарплаты, бюрократии. Работая на ставку в государственной больнице, невозможно купить жилье даже в регионах - и это тоже не способствует мотивации врача".
Хоманов считает, что "проблем в здравоохранении базово две: низкие зарплаты и полная незащищенность специалиста". По его мнению, без реальных стимулов и социальных гарантий кадровая ситуация не изменится. "Альтернатива - повышение зарплаты минимум до 5 средних региональных зарплат, улучшение условий труда. Юридическая защищенность врача. Социальные гарантии: низкий процент под ипотеку, места в садиках, школах, вузах", - говорит эксперт.
Международный опыт подобного рода существует: в Казахстане, Узбекистане и Киргизии используют похожие модели, в Южной Африке действует программа Community Service, предполагающая годовую отработку в госучреждениях. В США и Австралии врачи получают стипендии и налоговые льготы при согласии на работу в регионах, где ощущается нехватка специалистов. Но и там подобные решения далеко не всегда дают долгосрочный эффект.
Собеседники "РГ" сходятся во мнении, что законопроект способен частично решить кадровую проблему, но успех возможен только при комплексном подходе. Без достойных зарплат, комфортных условий труда и модернизации инфраструктуры даже юридически безупречная система обязательного обучения не обеспечит долгосрочного закрепления молодых специалистов в здравоохранении.
Справка
По данным Минздрава России, в 2025 году государственным медучреждениям не хватает 23,3 тысячи врачей и 63,6 тысячи специалистов среднего медицинского персонала. Это почти 90 тысяч вакансий, которые влияют на доступность медицинской помощи, особенно в регионах и сельской местности. Причинами такой ситуации называют старение профессионального сообщества; миграцию квалифицированных специалистов; переутомление и эмоциональное выгорание из-за большой нагрузки, работы с жалобами пациентов и дефицита персонала внутри учреждения; неравномерное распределение по регионам; а также устаревшие методы HR-процессов.