США пытаются вытеснить Россию с нефтегазового рынка Турции и ЕС
Пока Евросоюз никак не может согласовать 19-й пакет санкций против нашей страны, США не оставляют попыток вытеснить оставшиеся объемы российской нефти и газа с европейского рынка. Дональд Трамп под разговоры о мире во всем мире активно продвигает энергетические ресурсы своей страны, как замену импорта углеводородов из России.
Понятно, что контракты заключают частные компании, а не Трамп, но его настойчивость приносит плоды. Речь идет не только про страны ЕС, но и про Турцию, которая сейчас занимает второе место по объемам импорта российского газа, третье-четвертое - по импорту нефти и первое - по импорту нефтепродуктов.
В конце сентября в СМИ появилось заявление Трампа, что, по его мнению, Турция откажется от российской нефти в обмен на снятие санкций с Анкары, препятствующих поставке американских истребителей F-35. К этому можно отнестись несерьезно, Трамп делает много проходных заявлений, а Турции очень выгодно покупать нашу нефть со скидкой, а еще более выгодно - нефтепродукты, увеличивая за счет этого собственный экспорт бензина и дизеля в том числе в страны ЕС.
Но наш трубопроводный газ Турции также очень выгоден, а только за два последних года турецкие компании заключили договора на покупку более чем на 10 млрд кубометров сжиженного природного газа (СПГ) в год, из которых большая часть приходится на импорт из США. Контракты заключены на сроки от трех до 20 лет, поставки начнутся в 2026 году. При этом уже в 2025 году за полгода Турция импортировала 9,5 млрд кубометров СПГ, а за весь 2024 год - всего 12 млрд кубометров. При этом весь импорт газа в Турцию остается приблизительно на одном уровне последние годы, около 50 млрд кубометров. В 2024 году по трубопроводам из России в Турцию было отправлено около 21 млрд кубометров газа. А в 2025 году уже фиксируется сокращение поставок.
Как замечает директор по исследованиям консалтинговой компании "Имплемента" Мария Белова, Россия - крупнейший поставщик газа в Турцию. Но здесь уже наметился тренд на сокращение зависимости - доля российского газа в импорте снизилась приблизительно с 50% несколько лет назад до около 40% сейчас. Но полная остановка газового сотрудничества в ближайшие пять - семь лет практически исключена из-за контрактных, инфраструктурных и экономических ограничений. В более долгосрочной перспективе (к 2035 году) это становится гипотетически возможным, если Турции удастся полностью реализовать свою стратегию диверсификации (за счет газа Азербайджана, США и Алжира) и нарастить свою добычу газа.
Полное прекращение поставок газа и нефти из России в Турцию невозможно
С нефтью ситуация немного другая. Как замечает начальник аналитического отдела инвесткомпании "Риком-Траст" Олег Абелев, турецкие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) настроены как раз на переработку российской нефти. Но Турция, будучи крупным хабом для российской нефти, испытывает растущее давление Запада. Сокращение возможно за счет Ирака, Саудовской Аравии, возможно отчасти Казахстана. Но для этого нужно переориентировать НПЗ. Это будет требовать времени и инвестиций. Хотя Турция уже идет по пути диверсификации поставок. Есть здесь и политический момент. Зависимость от сырья из России - это всегда для Турции предмет торга в отношениях с Западом. Но какую-то часть нефти и газа Турция импортировать из России все равно будет, уверен эксперт.
Белова считает, что основной стимул для Турции импортировать российскую нефть - не стремление к диверсификации источников импорта, а наличие экономической выгоды от ее покупки со скидкой. Но страна испытывает нарастающее давление со стороны западных государств, призывающих ее сократить закупки и соблюдать санкции. Если в этих условиях Россия сократит размер предоставляемых скидок на нефть или, возможно, не пойдет на их увеличение, Турция будет двигаться в сторону отказа от нашей нефти. В условиях существования таких альтернативных поставщиков нефти, как Ирак, Азербайджан, Казахстан, Саудовская Аравия и другие ближневосточные страны ОПЕК, это не будет сложной задачей.
По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, по нефти давление санкций и изменение экономики переработки уже подталкивают Турцию к диверсификации поставок. Реалистично ожидать снижение закупок российской нефти на 30-50% к концу 2026 года. По газу к 2027 году импорт из РФ может уменьшиться еще на 5-10 млрд кубометров. Здесь источник замещения - это СПГ из США, Алжира и Нигерии, а также дополнительные объемы из Азербайджана по существующим маршрутам. Полная остановка поставок из России в Турцию маловероятна без отдельного политического решения, но кратковременные паузы или дальнейшее поэтапное снижение вполне возможны.
Что касается оставшихся импортеров нашей нефти и газа из ЕС, то давление на них происходит как изнутри, со стороны других стран союза, так и со стороны США. Как уточняет Абелев, по нефти остались Венгрия, Словакия и Чехия по трубопроводу "Дружба". Эти страны уже начали альтернативы, трубопровод Адрия в Хорватию с доступом к морю и реверс по "Дружбе" из Германии. Поэтому вопрос с нефтью для Евросоюза в целом закрыт.
По словам Чернова, по нефти ключевое решение заключается в переводе поставок Венгрии и Словакии с нашего нефтепровода "Дружба" на хорватский нефтепровод и морские поставки альтернативных сортов. Это потребует договориться о мощности и тарифах и настроить логистику, но технически возможно к 2026 году.
В отношении импорта нашего трубопроводного газа эксперт считает, что основу замещения дают терминалы СПГ в Греции и Хорватии и межсистемные перемычки в Центральной Европе. Здесь главное закрепить долгосрочные контракты и бронировать мощности. Риски связаны с политическими решениями и временными сбоями инфраструктуры, но при нормальных условиях срок "до 2026 года" выглядит реальным.
При этом Белова подчеркивает, что с точки зрения наличия свободных ресурсов нефти и газа на мировом рынке заменить нефть и газ из РФ возможно, однако стоимость имеющихся альтернатив гораздо выше, чем российских энергоресурсов.