Покупка кормов для животных вошла в "зеленую зону" расходов россиян
Число домашних животных в российских семьях за семь лет выросло на треть. Это подталкивает развитие рынка кормов - самообеспеченность уже достигла 74% и потенциал импортозамещения (с учетом богатой сырьевой базы в стране) огромен. Об этом шла речь на панельной дискуссии "Рынок кормов для домашних животных: состояние, проблемы, перспективы", состоявшейся в рамках выставки "Золотая осень-2025".
По данным Ассоциации производителей кормов (АПК), по итогам восьми месяцев 2025 года выпуск превысил 1,5 млн тонн, что на 4% больше, чем годом ранее. В прошлом году отрасль впервые вышла на положительное внешнеторговое сальдо: экспорт кормов в 2024 году составил 110 тыс. тонн на сумму 207 млн долларов.
"Мы видим, что экспорт растет, а импорт снижается. Впервые в прошлом году отрасль экспортировала больше, чем импортировала", - говорит исполнительный директор АПК Вячеслав Лашманкин.
Спрос на корма подпитывает бурный рост числа домашних животных. По данным исследовательской компании "Ромир", в городской России сегодня живут более 61 млн питомцев - на треть больше, чем семь лет назад. 85% российских семей имеют хотя бы одного кота (кошку) или собаку, 94% владельцев регулярно покупают готовые корма.
Объем рынка кормов достиг 355 млрд рублей, став одним из крупнейших сегментов рынка товаров повседневного спроса (FMCG), отмечает директор по работе с клиентами "Ромира" Анастасия Сидорина. В структуре продаж FMCG на товары для животных приходится 5%. Меньше доля, например, у снеков, детского питания, кулинарии и специй, средств для стирки и уборки. За январь - июнь 2025 года продажи товаров для животных выросли на 15,1% в деньгах и на 5,9% в упаковках. По расчетам "Ромира", в среднем одна семья покупает корма 27 раз в год, тратя около 273 рублей за покупку. Главную долю занимают корма для кошек - 84% продаж. Россия уже вошла в число мировых лидеров по числу кошек на душу населения. На долю кормов для собак приходится оставшиеся 16%. У кошек доминируют влажные корма (57%), у собак - сухие (более 70%).
По оценке Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, уровень самообеспеченности кормами в России достиг 74%, но потенциал импортозамещения сохраняется - около 580 млн долларов в год. Есть большой резерв импортозамещения по продуктам, которые поставляются из недружественных стран - Бельгии, Италии, Франции, Германии. Надо в первую очередь подумать над замещением этих кормов, говорит руководитель центра Олег Князьков. Он отмечает, что в России имеются сырьевой профицит и возможности для переработки, а значит, и для создания собственных брендов с экспортным потенциалом.
У нас огромный потенциал по сырью. Это и продукты глубокой переработки зерна (декстрины, камеди, модифицированные крахмалы, органические кислоты, подсластители и другие), и продукты переработки растительных масел (концентрат смеси токоферолов, лецитины и другие), более 22 наименований растений, содержащих эфирные масла, антоцианы, каротины, ликопин, природные залежи, минеральные источники, древесина, водоросли и даже отходы виноделия (а это винная кислота и ее соли, пектин, красители), отмечает директор НИИ качества и технологий РЭУ им. Плеханова Татьяна Савенкова.
Но пока, несмотря на успехи в производстве готовой продукции, зависимость от зарубежных ингредиентов остается слабым звеном. По словам Савенковой, в России производится лишь 30 из 349 пищевых ингредиентов, необходимых для кормовой промышленности. Это меньше 3% внутреннего спроса. Например, по ферментам мы закрываем потребности на 8%, по витаминам - на 18%, по крахмалах - на 56%. У нас вообще нет собственного производства камеди, подсластителей, эмульгаторов.
Она подчеркивает, что для технологического суверенитета нужна кооперация науки, государства и бизнеса. Минпромторг и Минсельхоз уже запустили федеральные программы поддержки биотехнологий, компенсирующие до 50% затрат на НИОКР и 20% капитальных вложений. Однако, по словам Савенковой, "за год с таким запросом обратился только один производитель". "Законы и постановления уже приняты, деньги есть - осталось прийти и постучаться в дверь", - утверждает она.
По словам директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза Владимира Скворцова, в отрасли наблюдается высокая инвестиционная активность. В последние годы запущены проекты в Алтайском крае, Ростовской, Краснодарской и Московской областях.
Среди задач на ближайшие годы - импортозамещение ингредиентов и оборудования. Так, Минсельхоз совместно с Минпромторгом развивает проект обратного инжиниринга, в рамках которого уже отобрано 336 проектов, из них 40 прошли промышленные испытания.
Эксперты отмечают, что корма для питомцев уже вышли за рамки утилитарной категории. "Это больше не просто "еда для животных", а часть концепции благополучия семьи", - отмечает Сидорина. По ее словам, для 41% россиян время с питомцем - способ снять стресс. Особенно активно это проявляется у молодежи. Рынок устойчив даже в условиях экономической неопределенности: россияне готовы экономить на чем угодно, но не на кормах для питомцев. "Категория кормов входит в "зеленую зону" расходов - те, на которых покупатель экономить не готов", - подчеркивает эксперт.