Финансирование радиоэлектронной промышленности вырастет в 6 раз
Минпромторг в период с 2026 по 2028 год планирует направить 428 млрд рублей на реализацию государственной программы, посвященной развитию электронной и радиоэлектронной промышленности. Согласно документу, подготовленному комитетом Госдумы по промышленности и торговле к рассмотрению проекта федерального бюджета на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов, объем ассигнований распределен следующим образом: в 2026 году предусмотрено выделить 186,5 млрд рублей, в 2027-м — 122,4 млрд, а в 2028-м — 119,6 млрд, узнали «Ведомости».
Из заключения комитета следует, что общий объем поддержки радиоэлектронной отрасли в предстоящем трехлетнем периоде значительно увеличен по сравнению с параметрами, установленными законом № 419-ФЗ, который определял бюджетные показатели на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов. Так, в 2026 году расходы на развитие электроники возрастут в 6,3 раза, что эквивалентно росту на 157,1 млрд рублей. В 2027 году финансирование увеличится в 4,8 раза — на 97,2 млрд рублей. Совокупный прирост за два года превысит 254 млрд рублей, что почти в 5,7 раза выше уровня, предусмотренного действующим законом.
Микроэлектроника по-русски: кто выживет в игре на выбывание
Госпрограмма состоит из двух ключевых федпроектов — «Прикладные исследования, разработка и внедрение электронной продукции» и «Развитие инфраструктуры и производства электронной продукции». Основной рост финансирования придется именно на первый из них: в 2026 году его поддержка вырастет с 18,4 млрд до 175,4 млрд рублей, то есть почти в 9,5 раза, а в 2027 году — с 21,3 млрд до 118,5 млрд рублей, что означает рост более чем в пять раз.
Комитет Госдумы рекомендовал одобрить законопроект о бюджете. Глава Минпромторга Антон Алиханов, выступая на заседании, отметил, что структура будущего финансирования отрасли сбалансирована и отвечает текущим задачам.
Комитет рекомендовал принять законопроект о бюджете. Министр промышленности и торговли Антон Алиханов на заседании комитета Госдумы заявил, что бюджет госпрограммы на предстоящее время «достаточно сбалансированный».
В 2025 году объем господдержки радиоэлектронной промышленности, напротив, был снижен. Министерство отказалось от предоставления субсидий производителям и разработчикам ЭКБ, предложив вместо этого перейти к механизму льготного кредитования. Инфраструктурные проекты были перенаправлены в Фонд развития промышленности, финансирование НИОКР предполагалось распределить между Российским научным фондом, фондом «Сколково» и Фондом содействия инновациям. Согласно презентации Минпромторга, опубликованной летом этого года, объем субсидий для радиоэлектроники сократился почти на 12 млрд рублей в 2025 г. Аналитики связывали это с необходимостью оптимизации бюджетных расходов.
Позже Минфин предложил дополнительно сократить государственное софинансирование НИОКР в отрасли, уменьшив долю субсидий с 90 до 70% от стоимости проектов. Взамен ведомство представило альтернативные меры поддержки — нулевую ставку тарифа страховых взносов с выплат сверх взносооблагаемой базы (2,7 млн руб.) работникам организаций радиоэлектронной промышленности, сохранение пониженной ставки 7,6% с выплат в пределах взносооблагаемой базы.
Рост российского рынка микроэлектроники не решает проблему импортных компонентов
Рост запланированных ассигнований на 2026–2028 годы стал возможен благодаря поддержке премьер-министра Михаила Мишустина. Он заявил, что в течение трех лет правительство направит на развитие микроэлектроники более 250 млрд рублей. По его словам, общий объем отрасли уже достиг 3,4 трлн рублей и продолжает расти, превысив 3,5 трлн в текущем году.
В проекте федерального бюджета, внесенном в Госдуму 29 сентября, отмечалось, что часть поступлений от новой пошлины на маркировку товаров также может быть направлена на финансирование мероприятий в рамках госпрограмм «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» и «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Эксперты считают, что рост финансирования электронной отрасли — это скорее перераспределение средств и переход от прямых субсидий к возвратным мерам поддержки, таким как льготные кредиты и налоговые стимулы. Такой подход может повысить эффективность расходов, но потребует адаптации от компаний.
По мнению специалистов, государство уходит от массовой поддержки всех участников рынка и сосредотачивается на адресной помощи наиболее успешным. При этом даже увеличенные вложения остаются несопоставимыми с масштабами инвестиций в США и Китае.
Представители бизнеса отмечают, что отрасли нужны не только деньги, но и нефинансовые меры — ограничение импорта аналогов, развитие кооперации и оперативное реагирование на запросы рынка. Эксперты считают, что успех программы зависит от того, насколько быстро предприятия приспособятся к новой модели господдержки.