Новые возможности для бизнеса: эксклюзивное интервью начальника КбшЖД Вячеслава Дмитриева
- Вячеслав Витальевич, в экономике России железнодорожный транспорт играет ведущую роль в развитии различных отраслей экономики. Расскажите, как сейчас выглядит рынок перевозок в Самарской области. Что изменилось за последние несколько лет? - Для нас Самарская область - ключевой стратегический партнер. На территории региона функционируют более 600 крупных и средних промышленных предприятий, сосредоточены такие отрасли, как машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность. В 2022 году вся страна столкнулась с беспрецедентными вызовами, связанными с введением санкций со стороны коллективного Запада. Цепочки поставок до этого представляли собой глубоко устоявшиеся связи, которые формировались десятилетиями. В один миг все было обрушено. События 22-го поставили перед российским бизнесом новые задачи, в том числе необходимость поиска других рынков сбыта. Было тяжело. Говорю без прикрас. Грузоперевозчики, поставщики, экспедиторы и грузополучатели столкнулись с нехваткой транспорта, дефицитом вагонов и контейнеров. Произошел масштабный процесс переориентации поставок с традиционных европейских рынков на рынки стран Востока. Основными партнерами стали страны Средней Азии, Китай, Индия, Турция и др. Весь этот турбулентный период мы в ручном режиме и в постоянной коммуникации с нашими клиентами и партнерами искали пути выхода из сложившейся ситуации. И это принесло свои результаты. Стоит также отметить весомую роль с точки зрения стабилизации ситуации нашего Правительства, которое реализовало целый комплекс мер государственной поддержки производителей из различных отраслей экономики. - Каковы показатели грузовых перевозок по Самарской области сейчас? - Погрузка в границах Куйбышевской железной дороги по Самарской области за девять месяцев 2025 года составила 13,1 миллиона тонн. Это хороший показатель в текущих условиях. По ряду номенклатурных групп нам удалось достигнуть значительного увеличения. Так, например, на 10,7 процента выросли объемы перевозки химикатов и соды (+123,4 тысячи тонн) благодаря росту производства и увеличению объема заказа в первую очередь метанола и аммиака в Турцию. За счет роста производственных мощностей по выработке карбамида и аммиачной селитры на ПАО "КуйбышевАзот" и "Тольяттиазот" на 4,7 процента вырос объем перевозимых химических и минеральных удобрений на экспорт в Мексику, Беларусь, Турцию, Болгарию и другие страны. У наших производителей удобрений есть конкурентное преимущество, выраженное в виде богатой сырьевой базы и низкой стоимости производства, которое влияет на увеличение спроса продукции в экспортном сообщении. Самарская область, обладающая развитой транспортной инфраструктурой, стала одним из ключевых транспортно-логистических хабов для перевалки российских удобрений с железнодорожного на водный транспорт для дальнейшей отправки на мировые рынки. Это позитивный эффект для экономики региона, так как он ведет к увеличению грузооборота и росту доходов. Фото: предоставлено пресс-службой КбшЖД - Какие основные направления перевозок доступны сейчас для грузоотправителей? - Если говорить об экспортных перевозках, то за девять месяцев этого года погрузка составила 5,8 миллиона тонн, что на 194 тысяч тонн, или 3,7 процента, выше аналогичного периода прошлого года. Мы расширили географию перевозок и увеличили погрузку на действующих маршрутах. Так, погрузка нефти и нефтепродуктов в ОАЭ составила 2,3 миллиона тонн (+42,7 процента), а это более 40 процентов от суммарной экспортной погрузки Самарской области. После заключения новых контрактов погрузка химических и минеральных удобрений в Мексику составила более 900 тысяч тонн, при этом погрузка в аналогичный период прошлого года по данному маршруту практически не осуществлялась. Одним из приоритетных направлений для нас является развитие перевозок по международному транспортному коридору "Север - Юг". В составе коридора выделяют три основных маршрута: - "Восточный" - прямое железнодорожное сообщение через Казахстан и Туркменистан в Иран и далее через порты Персидского залива морем в страну назначения; - "Западный" - отправки из России через Азербайджан на Иран и далее также морем в страну назначения; - "Транскаспийский" - через порты Астрахань, Оля, Махачкала. Из Самарской области груз поставляется по всем трем веткам. За девять месяцев по МТК "Север - Юг" из 63-го региона погружено 113 тысяч тонн грузов, в том числе по Западной ветке - 55,2 тысячи тонн, что выше на 17,9 процента, чем за аналогичный период прошлого года, в первую очередь за счет увеличения погрузки зерна. По Транскаспийской ветке коридора погружено 53,3 тысячи тонн, основной перевозимой номенклатурой являются "остальные и продовольственные товары", по Восточной ветке - 4,5 тысячи тонн, основные номенклатуры: "остальные и продовольственные товары" и "нефть и нефтепродукты". Около 50 процентов погрузки Самарской области по МТК "Север - Юг" занимают перевозки в Азербайджан. Фото: предоставлено пресс-службой КбшЖД - Вячеслав Витальевич, как вы выстраиваете отношения с клиентами? Чем привлекаете грузоотправителей? - В первую очередь мы уделяем особое внимание постоянной работе с предприятиями субъектов нашего присутствия. Для вовлечения в сферу железнодорожных перевозок дополнительных объемов грузов на Куйбышевской железной дороге функционирует сеть центров продажи услуг, сотрудники которых ведут деятельность по созданию привлекательных условий для грузоотправителей, в том числе тех, кто пользуется альтернативными видами транспорта. На сегодняшний день в границе дороги функционируют 12 точек продаж, в том числе пять региональных центров в Самаре, Пензе, Уфе, Ульяновске и Круглом Поле. По итогам работы за девять месяцев 2025 года мы дополнительно привлекли 118 новых предприятий, а дополнительный объем железнодорожных перевозок составил около 1,3 миллиона тонн. В том числе по Самарской области привлечено 40 новых клиентов. Мы постоянно расширяем линейку услуг и сервисов для грузоотправителей и бизнеса, внедряя современные информационные системы и цифровые сервисы. Большой популярностью среди клиентов пользуется сервис "Личный кабинет клиента ОАО "РЖД" в сфере грузовых перевозок" - более 1,9 тысячи клиентов, в том числе 466 клиента, территориально находящихся в Самарской области. Проведена глубокая реконструкция сайта "РЖД Маркет" в части создания более продающего интерфейса и добавления технологического функционала. На сегодняшний день маркетплейс позволяет покупателям в режиме онлайн найти необходимый товар, сравнить предложения различных поставщиков и получить транспортное решение от холдинга. Многолетний опыт и лидирующие позиции на рынке транспортных услуг позволили объединить надежных партнеров со всей страны на одной платформе. Целевая аудитория маркетплейса - более 3 тысяч пользователей: производителей, поставщиков и потребителей различного сырья (от нефтепродуктов, щебня, минералов до меда и соков). Также под заказы "РЖД Маркет" предусмотрены квоты на выделение дополнительных вагонов, что позволяет клиентам оперативно выйти на сделку. Фото: предоставлено пресс-службой КбшЖД - На территории Самарской области расположен грузовой терминал на станции Безымянка. Ранее в СМИ появлялась информация, что он станет опорным грузовым терминалом всего Поволжья. Так ли это? - Мы оказываем полный спектр не только транспортно-логистических, но и терминально-складских услуг. Если говорить о грузовом терминале на станции Безымянка, то он является крупнейшим терминалом по обработке контейнеров на полигоне Куйбышевской железной дороги и единственным терминалом ОАО "РЖД" в городе Самаре. Среди ключевых его клиентов - крупные логистические компании "ТрансКонтейнер", "Смарт Лог", "Феско", "Европак-Юг", "Волжские контейнерные линии" и др., и ключевые региональные компании и заводы - РКЦ "Прогресс", "АНКОР" и "Самарская металлургическая компания". На контейнерной площадке общей площадью 11,5 тысячи квадратных метров осуществляется переработка тяжеловесных грузов и крупнотоннажных 20- и 40-футовых контейнеров. За последний год на 2 процента увеличилось количество отправляемых и прибывающих контейнерных поездов. До 2027 года мы планируем провести глубокую модернизацию данного терминала. Расширим его территорию, отремонтируем терминально-складскую инфраструктуру, приведем все объекты к корпоративным стандартам, что позволит повысить технические и технологические возможности. При этом целевой моделью для нас является изменение идентификации грузового терминала станции Безымянка на терминально-логистический центр. Прогнозируемый рост переработки грузов в течение трех лет составит 100 процентов, что даст возможность для обновления грузоподъемных механизмов, техники и автотранспорта. После проведения модернизации на грузовом терминале "Безымянка" сформируется опорный транспортно-логистический каркас, что позволит в перспективе обеспечить снабжение клиентов грузами от крупного терминально-логистического комплекса с железнодорожной инфраструктурой до конечного потребителя с минимальным плечом доставки автомобильным транспортом, что особенно важно в крупных агломерациях. Фото: предоставлено пресс-службой КбшЖД - 16 октября на территории особой экономической зоны "Тольятти" и технопарка "Жигулевская долина" вы организуете транспортно-логистическую конференцию "PRO//Движение.Поволжье". Какова ее цель? - Куйбышевская железная дорога ежегодно проводит масштабные конференции и форумы, объединяющие ведущих игроков транспортного рынка. "PRO//Движение.Поволжье" - ключевая для нас коммуникационная площадка для открытого диалога о будущем транспортной отрасли, инфраструктуры и логистики нашего региона. В рамках нее мы обсудим целостную систему развития экономики Самарской области, в которой железнодорожный транспорт становится фундаментом новых возможностей. Одной из ключевых тем конференции станет развитие новых логистических маршрутов "железная дорога - река - море" для организации альтернативных вариантов доставки грузов. В этой связи я отмечу высокий уровень взаимодействия с портом Тольятти, который выполняет грузовые перевозки до портов Балтийского, Черного, Каспийского и Средиземноморского бассейнов. Мы видим большие перспективы в этом направлении. Порт имеет железнодорожные пути длиной 6,9 километра, свой грузовой флот, причалы, крытые склады, портальные краны и так далее. Имеет возможность выполнять погрузочно-разгрузочные работы с любыми видами грузов, кроме опасных, ввиду близко расположенной жилой зоны. В период с апреля по август в порту Тольятти была осуществлена перевалка и отгрузка водным транспортом 56 тысяч тонн листовой стали и алюминиевых сплавов. Для привлечения дополнительных объемов к перевозке в страны Ближнего Востока проводится работа по формированию грузовой базы с других железных дорог. Также сформирована рабочая группа по вопросу организации увеличения погрузки и взаимодействия с ПАО "Порт Тольятти". Еще одной темой станет развитие особых экономических зон. И здесь у нас тоже есть успешный опыт. Вместе с Правительством субъекта мы завершили строительство железнодорожного пути от станции примыкания до границ особой экономической зоны "Тольятти". Это обеспечило предприятия-резиденты удобным доступом к железнодорожной сети, способствуя развитию промышленного кластера и привлечению инвестиций. По данной ветке уже перевезено более 45 тысяч вагонов массой более 1,4 миллиона тонн. Уверен, что сотрудничество бизнеса, государства и транспортной отрасли сделают Поволжье центром транспортной интеграции и экономического роста. Пользуясь случаем, приглашаю бизнес к диалогу на площадке конференции.