Эксперт объяснила решение отменить режим самозанятости в России на два года раньше

Анастасия Ускова, основатель и генеральный директор платформы «Рокет Ворк», омбудсмен в сфере цифровых финансовых технологий, в интервью интернет-порталу "МК" высказала свое мнение о завершении режима самозанятости в России на два года раньше, в 2026 году.
Эксперт указала: "Предложение Совета Федерации о возможности досрочного завершения эксперимента с режимом самозанятости в 2026 году, безусловно, вызвало широкий резонанс. На первый взгляд это выглядит как неожиданное политическое заявление, но на деле речь идет скорее о сигнале — о том, что власти видят накопившиеся системные проблемы и требуют их решения. Сам документ Совфеда рекомендует правительству проанализировать итоги режима налога на профессиональный доход и рассмотреть вопрос о его завершении. Однако это не означает немедленной отмены режима, но показывает, что интерес к реформированию института самозанятости стал предметом серьезного обсуждения".
Анастасия Ускова отметила: "Правительство, впрочем, сохраняет предсказуемую позицию. Глава Минэкономразвития Максим Решетников ранее подчеркивал, что никаких изменений до конца 2028 года не планируется, и это остается принципиальной линией. Именно стабильность и предсказуемость — ключевой фактор доверия для миллионов самозанятых и малого бизнеса, которые выстраивают долгосрочные отношения в рамках этого режима. Сегодня мы видим своеобразный баланс: Совет Федерации задает политический импульс, а исполнительная власть пока придерживается осторожной тактики".
Эксперт заявила: "Почему же возникло это предложение? Во-первых, самозанятость выросла до масштабов, которых никто не ожидал в 2019 году. Сегодня в России насчитывается более 14 миллионов самозанятых — это значительная часть трудоспособного населения и важный источник налоговых поступлений. Режим стал привычным и рабочим инструментом как для фрилансеров, так и для малого бизнеса. Однако вместе с ростом пришли и проблемы. Минтруд и ФНС в ходе проверок выявили нарушения, связанные с подменой трудовых отношений самозанятыми, в подавляющем большинстве проверенных компаний — около 84%. Это стало основанием для подозрений, что режим используется не только для стимулирования легальной занятости, но и для ухода от налогов".
Ускова высказала свое мнение по поводу самозанятости: "Можно ли сказать, что эксперимент провалился? Скорее наоборот — он показал свою эффективность, но и выявил предел текущей модели. Режим самозанятости доказал, что миллионы людей готовы работать легально, если им предложить простые и прозрачные правила. Однако сейчас становится очевидно, что этих правил недостаточно для защиты от злоупотреблений. Пора говорить не о закрытии режима, а о его развитии и доработке".
Анастасия Ускова объяснила, что будет, если режим самозанятости завершится ранее: "Если все же допустить, что реформы пойдут по пути ужесточения, то малый бизнес окажется в зоне риска. Любое резкое изменение ставок или условий способно обрушить доверие предпринимателей и вернуть значительную часть рынка обратно в тень. В то же время, таргетированные меры против недобросовестных работодателей — тех, кто сознательно оформляет сотрудников как самозанятых — не только необходимы, но и полезны. Речь идет не о ковровых проверках, а о точечном контроле, где технологичные инструменты и платформенные решения могут сыграть ключевую роль.
Для государства правильной стратегией станет не повышение налогов, а расширение базы. Можно вывести из тени тех, кто пока не участвует в легальном обороте, включая мигрантов и представителей неформального сектора. Можно переосмыслить социальные гарантии, сделав их частично добровольными и настраиваемыми, чтобы не увеличивать налоговую нагрузку, но при этом дать людям больше выбора. И, наконец, нужно активно развивать цифровое администрирование, чтобы налоговые и трудовые органы получали прозрачные данные о реальных трудовых отношениях".
Кто пострадает от возможных реформ больше всего, предсказать несложно. Прежде всего, те компании, которые системно используют схему подмены трудовых договоров. Для добросовестных самозанятых риски возникнут только в случае, если государство пойдет на повышение ставок или снижение лимитов доходов. Тогда часть из них, особенно мелкие исполнители и фрилансеры, может вернуться к неформальной занятости. Для платформ и сервисов, таких как наша, это может означать необходимость перестройки процессов и внедрения более сложных систем проверки.
Что же произойдет на деле? Скорее всего, мы увидим не свертывание, а постепенное реформирование режима. Правительство проанализирует итоги, ведомства выработают меры по усилению контроля и уточнению критериев трудовых отношений, а бизнесу дадут время на адаптацию. Полный отказ от режима в 2026 году маловероятен — слишком велика его роль для малого бизнеса и для налоговой стабильности государства.
В этой ситуации самое разумное для компаний и фрилансеров — действовать на опережение. Нужно документировать отношения, использовать платформенные инструменты для прозрачных расчетов, избегать схем, которые могут трактоваться как подмена трудовых договоров. Это не только снизит риски, но и укрепит доверие со стороны государства.
Сигнал Совета Федерации стоит воспринимать не как угрозу, а как приглашение к диалогу. Институт самозанятости доказал свою жизнеспособность, и теперь настало время его осмысленного обновления. Рынок труда будущего — это цифровая, гибкая, платформенная экономика, где легальность и прозрачность становятся выгоднее, чем тень. Именно в этом направлении мы должны двигаться, сохраняя простоту и доверие, которые стали основой успеха режима НПД".
Читайте материал "Эксперт объяснил высокую доходность коротких банковских вкладов в России"
МК в MAX: главные новости — быстро, честно, рядом.