Глава ФНЭБ Симонов рассказал, как изменятся нефтегазовые доходы бюджета

По итогам сентября нефтегазовые доходы бюджета оказались ниже прошлогоднего уровня почти на 32%, а суммарно за 9 месяцев на 21% меньше (6,6 трлн против 8,3 трлн рублей). Такие предварительные данные привел Минфин.

Глава ФНЭБ Симонов рассказал, как изменятся нефтегазовые доходы бюджета
© Российская Газета

С мая этого года, по-видимому, поступления из отрасли в казну вышли на новый средний уровень, принося по основной доходной статье - налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с нефти - 500-600 млрд рублей в месяц. Снижение поступлений по НДПИ - главная причина уменьшения доходов бюджета из нефтегазовой отрасли.

Минфин изначально планировал получить в 2025 году с нефти и газа 10,9 трлн рублей, но с учетом новых макроэкономических условий прогноз был скорректирован до 8,65 трлн рублей, то есть не хватает 2,05 трлн рублей. Осталось еще два месяца (январские выплаты за декабрь будут учитываться уже в следующем году).

В сентябре этого года совокупные нефтегазовые доходы с учетом всех обратных выплат из бюджета в отрасль составили 582,5 млрд рублей, в августе - 505 млрд рублей. Но в октябре за сентябрь нефтяниками будет выплачиваться налог на добавленный доход (НДД) за третий квартал. Эти выплаты значительно увеличивают объем поступлений за месяц.

По оценке главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, НДД в октябре можно ожидать в размере 300-350 млрд рублей. А в целом за год нефтегазовые доходы составят 8,3-8,4 трлн рублей, то есть незначительно ниже запланированных.

Схожие ожидания у автора Telegram-канала "Высокое напряжение" Кирилла Родионова. Он считает, что бюджет в октябре получит по НДД примерно столько же, сколько получил в июле, то есть около 300 млрд рублей. А отклонение за год от запланированных Минфином поступлений из отрасли будет совсем небольшим.

Эксперты ожидают, что нефтегазовые доходы бюджета за этот год будут близки к запланированным

По мнению аналитика ФГ "Финам" Николая Дудченко, до конца года бюджет получит еще порядка 1,5-2,5 трлн рублей. Итоговая цифра будет близка к плановому показателю.

Симонов обращает внимание, что в отличие от периода с мая по август, когда в казну из нефтегаза собиралось чуть менее ожидаемого базового объема налогов, в сентябре базовый уровень был превышен. Незначительно, но все же на 7 млрд рублей. Это произошло, по-видимому, за счет сокращения выплат нефтяникам по демпферу (компенсации из бюджета нефтяным компаниям за поставки топлива на внутренний рынок по ценам ниже экспортных). В августе демпфер по бензину обнулился (превысил на бирже предельную среднюю цену), и поэтому в сентябре нефтяники получили выплаты только за дизельное топливо (ДТ). Сумма выплат по демпферу сократилась с 80,4 млрд рублей в августе (за июль) до 30,5 млрд в сентябре. Эксперт не исключает, что с выплатами за сентябрь (в октябре) произойдет та же история.

К этому можно добавить, что если для бюджета снижение расходов - несомненный плюс, то для топливного рынка в обнулении демпфера ничего хорошего нет. Это гарантированный рост цен, сначала в опте, а потом в рознице.

Но вернемся к бюджету. Почему роста доходов не ждут ни в Минфине, ни эксперты? По словам Симонова, на доходы нашего бюджета влияют дешевая нефть, крепкий рубль и санкции. НДПИ платится с объемов добычи нефти по ее цене в долларах в пересчете в рубли по курсу ЦБ. По данным Минэкономразвития, средний уровень цены нашей нефти Urals за сентябрь 2025 года - 56,82 доллара за баррель, за август было 57,55 доллара за баррель. В октябре пока стоимость нашей нефти даже ниже сентябрьских значений. Если использовать последние данные ценового агентства Argus, сейчас цена Urals составляет 53 долл. за баррель, а второго по значимости сорта ESPO - около 59 долл. за баррель. Для налоговых выплат используются котировки двух этих сортов с коэффициентом 0,78 и 0,22 соответственно.

Родионов считает, что в последнем квартале 2025 года средняя цена Brent будет балансировать вблизи отметки 65 долларов за баррель, соответственно с учетом дисконта наша нефть будет стоить в районе 53 долларов за баррель. В следующем году эксперт ждет, что средняя цена Brent уйдет в район 60 долларов за баррель.

Более оптимистичен Дудченко. Потенциал дальнейшего укрепления курса рубля ограничен, полагает он, и ближе к концу года возможно ослабление курса до 90 рублей за доллар. А вот цены на нефть марки Brent в остаток года могут вырасти до 69-70 долларов за баррель, что более оптимистично рыночных ожиданий.

Симонов не берется предсказывать будущие цены на нефть, поскольку они будут зависеть главным образом от геополитики и действий президента США Дональда Трампа. Но эксперт уверен, что главным драйвером для роста налоговых поступлений в бюджет из нефтегаза, а в следующем году ожидается уже 8,9 трлн рублей, станет ослабление рубля. Все - и банкиры, и промышленники - говорят о том, что такой курс рубля не соответствует интересам российской экономики.

Схожий взгляд у Дудченко. В следующем году план по нефтегазовым доходам составляет 8,9 трлн рублей, это 22,1% от общих доходов бюджета против 23,3% в текущем году. Несмотря на то что в абсолютных величинах поступления из отрасли растут, в процентном выражении по отношению к общим доходам бюджета они сокращаются. В законопроекте Минфина на основе прогнозов социально-экономического развития РФ учитывается как рост экспортной цены на российскую нефть до 59 долларов за баррель, так и ослабление курса российской национальной валюты. Но скорее всего рост в первую очередь будет обусловлен перспективами ослабления рубля, так как в следующем году средние цены на нефть на мировых площадках, по всей видимости, продолжат снижаться, считает Дудченко.

Еще один фактор, который будет играть за увеличение доходов бюджета России из нефтяной отрасли, - постепенный рост добычи в рамках сделки ОПЕК+. Но Родионов призывает не переоценивать это влияние, по крайней мере в оставшиеся месяцы 2025 года. Он приводит оценку Международного энергетического агентства (МЭА), согласно которой технический потенциал роста добычи за 90 дней в России составляет всего 120 тысяч баррель нефти в сутки, то есть соответственно Россия сможет добывать 9,4 баррелей нефти в сутки в сравнении с текущими 9,28 баррелей. По квотам ОПЕК+ мы уже в ноябре, то есть через 24 дня, могли бы добывать 9,5 млн баррелей в сутки (с учетом компенсаций за ранее превышенные объемы добычи).

При этом Родионов не исключает возможности возобновления транзита российского газа через Украину, что может принести в бюджет дополнительные средства с добычи и экспорта газа. Этот фактор может поддержать поступления в бюджет, хотя, конечно, не будет определяющим. Роль газовой отрасли всегда невелика в сравнении с нефтяной в структуре нефтегазовых доходов, уточняет эксперт.

Как замечает Симонов, правительство нам говорит, что идет снижение доли нефтегазовых доходов в бюджете, и это отражает структурные изменения в нашей экономике. То есть нужно уже отвыкать смотреть на цифры прихода денег из отрасли. Ждать чудес от нефтянки сейчас не приходится, на нее идет колоссальное давление извне и затрагивает не только наши компании, но и весь мировой рынок. И в этом плане хорошо, что правительство при планировании бюджетных доходов перестало давать завышенные планы нефтяникам, рассчитывая на то, что "они вывезут".